Типы идентичности

Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный. Имеют место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в историю. При нормальной идентичности люди могут испытывать разную потребность в ассоциированности с этнической группой и разный уровень консолидированности - все это зависит от типа личности и от ситуации. "Отклонения от нормы" могут идти и в направлении нарастания этничности и в направлении ее угасания или даже отрицания.

Этноцентричная идентичность - акцентированное отношение к значимости своего этноса, его некритическое предпочтение. При такой идентичности присутствуют элементы неагрессивного этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых культурах элементы замкнутости программируются традиционными нормами, часто связанными с соблюдением религиозных правил, например брачной эндогамией, но это не распространяется на все стороны жизни этноса. В эмоциональной сфере присутствуют элементы страха, беспокойства, напряженности. В когнитивной сфере разделяются лозунги типа: "Все для нации, и ничего против нации". Этноцентризм в каких-то вариантах граничит с этноэгоизмом или этноизоляционизмом, переходя в них в своих крайних формах.

Этнодоминирующая идентичность фиксирует такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (гражданин, представитель профессии, защитник отечества и др.). Достижение национально ориентированных целей, интересы своего народа (возможно и ложно понимаемые) начинают восприниматься как безусловно доминирующие ("мы все только клетки одного великого организма по имени нация", "кто не с нами, тот против нас"). Такая идентичность обычно сопровождается преувеличенными требованиями к "уважению прав народа", ставящихся выше "прав человека", представлениями о превосходстве своего народа (часто иррационально объясняемом "особой миссией" в истории), дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности "этнических чисток", осознанным стремлением не "смешиваться" с другими национальностями (эксклюзивизм). Данный тип идентичности близок к бытовому представлению о "национализме" (термин, который иногда в таком значении употребляется и в политической лексике).

Второй и третий типы идентичности имеются в виду тогда, когда говорят о гиперидентичности.

Этнический фанатизм - идентичность, при которой абсолютно доминируют этнические интересы и цели (часто ошибочно понимаемые), которые сопровождаются готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма. Данный тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности.

Этническая индифферентность - люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов; они свободны в своем поведении от строгого следования этническим нормам и традициям. На поведение в любых сферах деятельности их собственная этническая принадлежность или этничность других никак не влияют.

Этнонигилизм в форме космополитизма, представляет собой полное отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Декларируется свобода от всего, что связано с этническими феноменами, а этическая и национальная идентифицированность квалифицируются как вредные. Провозглашается статус "человека мира" и своя приверженность ему.

Одним из видов внешне декларируемой этнической индифферентности или даже нигилизма является этноущемленная идентичность. Обычно она возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности с другими. Отсюда - избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.

Амбивалентная идентичность, невыраженная, а иногда "сдвоенная" или даже "строенная". Этот тип этнической идентичности достаточно распространен в этнически смешанной среде. Трудно бывает детям из смешанных семей, особенно тем, у кого культура в семье русская по материнской линии, но дети воспитываются в уважении к этничности нерусского отца, а также в этнически смешанных семьях с реальной русской культурой (скажем, когда мать башкирка, отец - белорус, а дети считают себя русскими).

В последнее время увеличилось число людей, которые в связи с распадом СССР затрудняются определить свою этничность и считают себя просто "россиянами". Некоторым исследователям приходилось сталкиваться с такими случаями, например, в Магаданской области: украинцы по паспорту (российскому), которые приехали с Украины, но возвращаться туда не собираются (они не знают языка, там им не выплачивается "северная" пенсия), десятилетиями жили в русской культуре и теперь затрудняются, кем им себя считать. "Да, россияне мы, практически русские, хоть по паспорту числимся украинцами", - говорят они. Для них действительно этничность - "внутренний референдум".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: