1. Кнопкой включения (см. рис. 8) включили установку. Установили заданную преподавателем силу тока заземлителя, удельное сопротивление грунта, и тип заземлителя.
Электрические параметры установки занесли в табл. 1.
Таблица 1
Электрические параметры установки
I, мА | r, Ом∙см |
2. Приняли величину допустимого шагового напряжения равной 100 В.
3. Подключая плюсовую клемму к измерительным клеммам замерили напряжение вольтметром. Результаты занесли в табл.3
4. Приняли что опытные показатели равны реальным.
5.. По данным табл. 3 построили график распределения потенциалов в зависимости от расстояния до заземлителя U ОП= f (l), а так же график эквипотенциальных линий.
6. Научились определять по графику шаговые напряжения и рассчитывать радиус опасной зоны при заданных условиях. Для этого на графике распределения потенциалов отступили от заземлителя на размер шага 1,0 м, определяя потенциалы точек U Н1 и U Н2 (U Н1 – потенциал ноги, расположенный ближе к заземлителю; U Н2 – потенциал другой ноги).
|
|
Разность этих потенциалов составляет шаговое напряжение. Результирующие данные занесли в табл. 2.
Таблица 2
Определение опасной зоны
Номер шага | U Н1, В | U Н2, В | U Ш, В |
Если полученное шаговое напряжение больше допустимого U ДОП,то делали следующие шаги до тех пор, пока полученное шаговое напряжение не станет меньше допустимого. Все данные занесли в табл. 2. На графике распределения потенциалов показали опасную зону.
Таблица 3
Результаты измерений и расчетов
L, см | ||||||||||||||||
U ОП, В |
7. Определили величину опасной зоны по графику эквипотенциальных линий. Для этого на графике отложили величину шага L Г.Э. Если на величину шага приходится две или больше эквипотенциальных линий, то шаговое напряжение, возникающее при этом, будет больше допустимого, следовательно, это опасная зона. Если величина шага будет меньше, чем расстояние между двумя соседними эквипотенциальными линиями, то возникающее шаговое напряжение будет меньше допустимого по условиям электробезопасности. Опасную зону на графике эквипотенциальных линий заштриховали.
8. Сделали выводы по результатам проделанной работы.
Лабораторная работа “Контроль и расчет защитного заземления”
Цель работы - ознакомить с принципом действия. Областью применения и конструкцией защитного заземления, научить методам контроля и расчета сопротивления заземляющего устройства.