Индексация доходов населения. Социальная защита населения

В классическом понимании термин “стоимость жизни” используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующий определенному уровню удовлетворения потребностей. Изменение стоимости жизни связано не только с динамикой потребительских цен, но и со структурными изменениями в потреблении людей в результате повышения их потребности, с состоянием рыночной конъюнктуры.

Во многих странах производились регулярные расчеты Индекса Стоимости Жизни, т.е. когда рост цен оказывает существенное влияние на величину потребительских расходов населения.

В конце 50-х, 60-х термин стоимость жизни был заменен на более узкий по своему значению термин «потребительские цены», а индекс потребительских цен официально заменил прежнее название индекс стоимости жизни, т.к. методика расчета индекса учитывает только изменение цен на товар и услуги

Индексация – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. В промышленно-развитых странах индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (В США- 10% наемных работников). В РФ индексация денежных доходов установлена законом 91г и распространяется на зарплату работников бюджетной сферы, на пенсии, стипендии, пособия. Для остальных категорий занятых государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Индексация должна производится при росте розничных цен свыше 6%. Доходы в размере полутора минимальных уровней зарплаты компенсируются полностью, а остальная часть в половинном размере. Но в виду высокой инфляции закон не был введен в действие.

В 92-96 г закон был заменен периодическим пересмотром уровня оплаты труда, пенсий и пособий.

Индекс розничных цен, в Западной статистики применяют два вида:

1. Индекс первого вида. Рассчитывается для установления среднего изменения розничных цен, т.е. на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. Чаще всего рабочими и служащими. Регистрируются розничные цены на стандартный набор товаров и услуг, определяются веса по структуре потребительских расходов семей рабочих и служащих.

2. Индекс второго вида. Рассчитывается для установления среднего изменения цен на все товары, реализуемые в розничной торговли. Веса определяют по доле отдельных товаров в общем обороте розничной торговли.

В РФ рассчитывается индекс потребительских цен, характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Индекс измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде, к его стоимости в базисном периоде.

Индексация имеет недостатки, т.к. не способствует проведению антиинфляционных мер. В Западной Европе приступили к отмене системы индексации, стали вводить временные паузы, т.е. устанавливаются верхние и нижние пороговые уровни роста цен за которыми индексация не применяется.

Вопросы для самоконтроля и дискуссий:

  1. Как определяется уровень бедности?
  2. Как совместить социальное равенство и экономическую эффективность?
  3. Какие государственные органы власти и управления занимаются реализацией социальной политики в современном российской обществе?

Тестовые задания для самоконтроля:

Ответьте Верно/неверно:

1. Современная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем налогообложения различных получателей доходов и осуществления социальных выплат.

2. Объектом политики доходов являются экономические отношения в обществе по поводу формирования, распределения и использования доходов населения.

3. Необходимые стандарты потребления определяются конвенцией Международной организации труда №117 «Об основных целях и нормах социальной политики».

4. Так как политика доходов – это политика регулирования на макроуровне вновь созданного продукта на цели личного потребления населения, то она одинаково проводиться в рамках любой национальной модели экономики.

5. Безденежные доходы - это бесплатные или частично оплачиваемые льготы, бесплатные услуги, потребляемые населением за счет общественных или целевых фондов.

6. Программно-стратегическая функция политики доходов заключается в привлечении и концентрации ресурсов для решения важнейших социальных и других проблем.

7. К методам проведения политики доходов относят нормативно-правовые, экономические, административные, согласительные методы.

8. Минимальная заработная плата является мерой социальной защиты в отношении минимального допустимого уровня жизни.

9. Согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда, занятости осуществляется через систему многоступенчатых переговоров на 2 уровнях.

10. Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

11. Либеральная модель социального государства связана с тенденцией предоставления благ на выборочной основе и с ограничением предоставления пособий и услуг.

12. Консервативная модель социального государства связана с активной ролью государства, всеобщим социальным обеспечением, высоким уровнем перераспределения благ и услуг.

13. Политика доходов и заработной платы является основным рычагом экономической политики государства.

14. Объектом отношения социальной защиты является наемный работник.

15. Объектом отношения социального страхования являются социально уязвимые слои населения.

16. Составными частями социальной защиты выступают система денежных выплат и система социальных услуг.

17. Эгалитаризм – это необходимость получения всеми членами общества равных благ.

18. Утилитаризм – это максимизации полезности наименее обеспеченных лиц.

19. Пофакторный принцип распределения ведет к неравенству.

20. Реально-располагаемые доходы – это номинальные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен.

21. Неравенство в доходах проявляется в двух формах концентрация и дифференциация.

22. По отношению к налогообложению и ценам выделяют следующие доходы: заработная плата, доходы от собственности, предпринимательский доход.

23. Субъектами социальной защиты являются все ветви власти.

24. Стратегические цели социальной политики и ее принципы традиционно соотносятся с международными нормами, стандартами и правами человека.

25. Модели социального государства отличаются между собой исключительно по степени независимости индивидуума от рынка.

26. Распределительная функция политики доходов связана с формированием и распределением средств на оплату труда, социальных трансфертов, создание и развитие стимулов и статусных позиций.

Литература для подготовки

Основная:

1. Государственное регулирование рыночной экономики: /Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В. И. — общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2003.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

3. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2004.

4. Государственное регулирование экономики: Учеб. Пособие/ Под. Ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Дополнительная:

1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Бадалов Л.М. Антимонопольное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999..

4. Как продолжать реформы в России? Экономические, экономико-правовые и социальные аспекты / Общ. ред. В.О. Исправникова и В.В. Куликова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», «Российский экономический журнал», 1996.

5. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

6. Парсаданов Г.А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

7. Политическая экономия и история экономических учений: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб./Под общ. ред. А.Г. Поршнева, Б.А. Денисова. – М.: Гос. ун- управления, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: