Развитие древнеегипетской культуры продолжалось с IV тыс. до н. э. до начала н. э., на протяжении которых культура Египта оставалась неизменной в своих важнейших основах – оптимистическом мировоззренческом настрое, характерных религиозных представлениях, сохранении одного и того же типа письменности и изобразительного канона.
Древнеегипетская письменность. Письменность возникла во IV тыс. до н. э. и существовала параллельно с пиктографией. В развитом виде древнеегипетская письменность состояла из знаков, передающих согласные звуки (гласные не писались), и знаков, передающих понятия. В III тыс. до н. э. сформировались типы письма – иероглифика(рисуночные знаки) ииератика(упрощенные знаки). Основные материале для письма: камень, папирус и остраконы.
В I тыс. до н. э. при формировании новоегипетского языка складывается демотика – «народное письмо» из модифицированных знаков. При этом среднеегипетский язык (иероглифика и иератика), уйдя из живой речи, сохраняет значение языка классической литературы, официальных надписей и религиозных текстов. Когда в Египет проникает христианство, для записи связанных с ним текстов создается коптское письмо.
|
|
Древнеегипетская литература: В III тыс. до н. э. эпические сказания, характерные для всех народов, были развиты слабо. Преобладают религиозные тексты и поучения.
Расцвет древнеегипетской литературы приходится на I Переходный период и Среднее царство. Катастрофы порождают раздумья об их причинах, отражающиеся в литературных произведениях: описаниях бедствий Египта, политических трактатах, сюжетных произведениях, в которых звучит тема отношений между царем и его подданными. Оформляется классический литературный среднеегипетский язык.
В эпоху Нового царства литература уходит от социальных проблем: создаются произведения о войнах и контактах Египта с Азией. Появляется жанр, в котором характеры героев раскрываются в сюжетах, связанных с мифами. Возникает любовная лирика.
В I тыс. до н. э. в литературе проявляется стремление уйти от тяжелой действительности. Появляется тема великого прошлого (циклы сказаний). Междоусобицы эпохи переосмысляется как рыцарские единоборства, в которых торжествует правый противник.
Многие сюжеты египетской литературы пережили саму цивилизацию и отразились в текстах эллинистического и римского времени, коптских и арабских произведениях раннего Средневековья. Основные произведения литературы – Речение Ипувера, Пророчество Неферти, Рассказ Синухета, Злоключения поселянина, Сказка об обреченном царевиче, Сказка о Правде и Кривде, Тяжба Хора и Сета.
|
|
Представления о мире. Знания египтян о мире представляли единство собственно научных знаний и представлений, связанных с их религией и мифологией. В научной сфере были развиты: медицина, анатомия, математика и астрономия.
Представления о том, каким образом был создан мир, разнились в различных номах Египта. Способом существования мира считался универсальный порядокмаат («правда, праведность»), возникавший, когда созданный мир обретал структуру. «Творение» (поддержание)маат и противодействие исефет («зло») составляло важнейший долг богов и царя, а пренебрежение им вело к тягчайшим последствиям.
Каждое существо и предмет имели двух «спутников», в которых была заложена его специфика – ка («двойник») ирен («имя»).
Представления о загробной жизни. Египтяне создали развитую систему представлений о посмертном существовании, необходимыми условиями для которого считались сохранение тела и его «кормление» (жертвоприношения). Важным было создание гробницы со статуей усопшего, изображением его богатств. Затем возникают идеи о загробном мире, связанные с богом Осирисом. Тогда же возникает идея о воздаянии на земные дела в загробном мире путем лишения человека посмертного существования. В конце египетской истории возникает идея о вечных мучениях как каре за зло. Идей о рае не существовало – в загробном мире человек жил так же, как и до смерти. На протяжении II– I тыс. до н. э. постоянно усложняются представления египтян о загробном мире. Появляются его «топографические карты» и новые религиозные тексты («Книга Мертвых» и т.д.). Уже в эпоху Нового царства появляется «Песня арфиста» – произведение, высказывающее сомнение в существовании загробного мира.
Концепция царской власти. Важнейшее место в идеологии занимало представление о рождении царя от его матери (смертной женщины) и верховного божества, принявшего облик его отца. Верховный бог Солнца Ра – считался первым царем Египта; затем Египет мыслился под властью других богов и, наконец, череды династий царей из числа людей, начиная с Менеса. Земной царь, подобно богам, считался способным (и обязанным) претворять маат, посредством осуществления ритуала. Считалось, что ритуал во всех храмах совершает лично царь, а жрецы выступают как его заместители или даже как «проявления» его личности.
Искусство. Истоки древнеегипетского искусства уходят в додинастическое время, однако первый его подлинный расцвет приходится на Древнее царство. Тогда появляются памятники архитектуры из камня (пирамида Джосера), скульптуры, рельефы. Формируется древнеегипетский канон изображения людей. Во время Среднего царства рельеф заменяется фреской, изображавшей не только дела усопшего, но и окружающий его мир.
Новое царство создало храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре (Фивы), в Мединет–Абу, скальный храм в Абу–Симбеле (Нубия) и др. При Эхнатоне изобразительная традиция на время отходит от канона, становится более условной (скульптурный портрет Нефертити). Одним из известнейших памятников Нового царства является гробница Тутанхамона (Долина царей), дающая представление об искусстве мелкой пластики и художественной утвари. В I тыс. до н. э. получают развитие некоторые новые виды искусства (скульптурный портрет).
Последние крупные архитектурные комплексы Древнего Египта (храмы в Эдфу, Ком–Омбо, на о. Филе) создаются уже в эллинистическое и римское время.