Тема 5. Культура Древнего Египта

Развитие древнеегипетской культуры продолжа­лось с IV тыс. до н. э. до начала н. э., на протяжении которых культура Египта оставалась неизменной в своих важнейших основах – оптимистическом мировоззренческом настрое, характерных религиозных представлениях, сохранении одного и того же типа письменности и изобразитель­ного канона.

Древнеегипетская письменность. Письменность возникла во IV тыс. до н. э. и существовала параллельно с пиктографией. В развитом виде древнеегипетская письменность состояла из зна­ков, передающих согласные звуки (гласные не писались), и знаков, передающих по­нятия. В III тыс. до н. э. сформировались типы письма – иероглифика(ри­суночные знаки) ииератика(упрощенные знаки). Основные материале для письма: камень, папирус и остраконы.

В I тыс. до н. э. при формировании новоегипетского языка складывается демотика – «народное письмо» из модифицированных знаков. При этом среднеегипетский язык (иероглифика и иератика), уйдя из живой речи, сохраняет значение языка классической лите­ратуры, официальных надписей и религиозных тек­стов. Ког­да в Египет проникает христианство, для записи связанных с ним текстов создается коптское письмо.

Древнеегипетская литература: В III тыс. до н. э. эпические сказания, характерные для всех народов, были развиты слабо. Преобладают религиозные тексты и поучения.

Расцвет древнеегипетской литературы приходит­ся на I Переходный период и Среднее царство. Катастрофы порождают раздумья об их причинах, от­ражающиеся в литературных произведениях: описаниях бед­ствий Египта, политических трактатах, сюжетных произведениях, в которых звучит тема отношений между царем и его подданными. Оформляется классический литературный среднеегипетский язык.

В эпоху Нового царства литература уходит от социальных проблем: создаются произведения о войнах и контактах Египта с Азией. Появляется жанр, в кото­ром характеры героев раскрываются в сюжетах, связанных с мифами. Возникает любовная лирика.

В I тыс. до н. э. в литературе проявляется стремление уйти от тяжелой действительности. Появляется тема великого прошлого (циклы сказаний). Междоусобицы эпохи переосмыс­ляется как рыцарские единоборства, в которых торже­ствует правый противник.

Многие сюжеты египетской литературы пережили саму цивилиза­цию и отразились в текстах эллинистического и римского времени, коптских и арабских произведениях раннего Средневековья. Основные произведения литературы – Речение Ипувера, Пророчество Неферти, Рассказ Синухета, Злоключения поселянина, Сказка об обречен­ном царевиче, Сказка о Правде и Кривде, Тяжба Хора и Сета.

Представления о мире. Знания египтян о мире представляли единство собственно научных знаний и представлений, связанных с их религией и мифологией. В научной сфере были развиты: медицина, анато­мия, математи­ка и астрономия.

Представления о том, каким образом был создан мир, разни­лись в различных номах Египта. Способом существования мира считался уни­версальный порядокмаат («правда, праведность»), возникавший, когда созданный мир об­ретал структуру. «Творение» (поддержание)маат и противодей­ствие исефет («зло») состав­ляло важнейший долг богов и царя, а пренебрежение им вело к тягчай­шим последствиям.

Каждое существо и предмет имели двух «спутников», в которых была заложена его специфика – ка («двой­ник») ирен («имя»).

Представления о загробной жизни. Египтяне создали развитую систему представлений о посмертном существовании, необходимыми условиями для которого считались сохранение тела и его «кормление» (жертвоприношения). Важным было создание гробницы со статуей усопшего, изображением его богатств. Затем возникают идеи о загроб­ном мире, связанные с богом Осирисом. Тогда же возникает идея о воздаянии на земные дела в загробном мире путем лишения человека по­смертного существования. В конце египетской истории возникает идея о вечных мучениях как каре за зло. Идей о рае не существовало – в загробном мире человек жил так же, как и до смерти. На протяжении II– I тыс. до н. э. постоянно усложняются представления египтян о загробном мире. Появляются его «топографические карты» и новые религиозные тексты («Книга Мертвых» и т.д.). Уже в эпоху Нового царства появляется «Песня арфиста» – произведение, высказывающее сомнение в суще­ствовании загробного мира.

Концепция царской власти. Важнейшее место в идеологии занимало представ­ление о рождении царя от его матери (смертной женщины) и верховного божества, принявшего облик его отца. Верховный бог Солнца Ра – считался первым царем Египта; затем Египет мыслился под властью других богов и, наконец, череды династий ца­рей из числа людей, начиная с Менеса. Земной царь, подобно богам, считался способным (и обязанным) претворять маат, посредством осуществле­ния ритуала. Считалось, что ритуал во всех храмах совершает лично царь, а жрецы выступают как его заместители или даже как «проявления» его личности.

Искусство. Истоки древнеегипетского искусства уходят в додинастическое время, однако первый его подлинный расцвет приходится на Древнее царство. Тогда появляются памятники архи­тектуры из камня (пирамида Джосера), скульптуры, рельефы. Формируется древнеегипетский канон изображения людей. Во время Среднего царства рельеф заменяется фреской, изображавшей не только дела усопшего, но и окружающий его мир.

Новое царство создало храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре (Фивы), в Мединет–Абу, скальный храм в Абу–Симбеле (Нубия) и др. При Эхнатоне изобра­зительная традиция на время отходит от канона, становится бо­лее условной (скульптурный портрет Нефертити). Одним из известнейших памятников Нового царства явля­ется гробница Тутанхамона (Долина царей), дающая представление об искус­стве мелкой пластики и художественной утвари. В I тыс. до н. э. получают развитие некоторые новые виды ис­кусства (скульптурный портрет).

Последние круп­ные архитектурные комплексы Древнего Египта (храмы в Эдфу, Ком–Омбо, на о. Филе) создаются уже в эллинистическое и рим­ское время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: