Независимость Вавилонии восстановила II династия Иссина, изгнавшая эламитов, а при Навуходоносоре I (1125–1104 гг. до н. э.) нанесшая им сокрушительное поражение при Дере. Вскоре власть царя ослабела, и он превратился в верховного магистрата при гражданско-храмовой общине Вавилона.
В 729 г. до н. э. Вавилонию завоевал ассирийский царь Тиглатпаласар III, но после его смерти власть в ней захватил халдейский вождь Мардукпаладдин, поддержанный вавилонянами и Эламом. После этого Началась война с Ассирией, завершившаяся в 688 г. до н. э. полным разрушением Вавилона Синаххерибом. Его преемник Асархаддон восстановил город и его автономию. В 626 г. до н. э., началось самое крупное и упорное восстание Вавилона против ассирийцев, возглавленное халдеем Набопаласаром (626-605 гг. до н. э.), основавшим новую вавилонскую династию. Он изгнал ассирийцев, которые призвали на помощь египтян, чья армия в 616 г. до н. э. столкнулась с Вавилонией (вавилоно-египетская война).
С нападением Мидии на Ассирию и заключением вавилоно-мидийского союза Ассирия была быстро уничтожена (к 609 г. до н. э.), а ее территория поделена союзниками: полоса земель, выводящая в Сирию досталась Вавилонии. Навуходоносор разгромил египетскую армию при Каркемише и вторгся глубоко в Сирию, аннексировал Иудею и Тир. Затем вторгся в Египет и способствовал приходу к власти Амасиса, поддерживавшего дружбу с Вавилонией.
|
|
В то же время на Вавилонию напал мидийский вассал – царь Элама; в ответ Навуходоносор разгромил Элам и захватил Сузиану.
Внутри станы началось масштабное строительство. Были воздвигнутые или заново отстроенные в Вавилоне Навуходоносором II, – «вавилонская башня» (храм Мардука) и «висячие сады» на террасах (приписанные позже Семирамиде).
После смерти Навуходоносора к власти пришел узурпатор, жрец – арамей Набонид (556-539 гг. до н. э.), попытавшийся оторваться от города Вавилона и создать, используя ресурсы державы и опираясь на арамейские племена, обширную империю, объединенную вокруг культа лунного бога Сина. Совершив обширные завоевания в Северной Аравии и заняв там город Тейму, Набонид перенес в него столицу, оставив наместником в Вавилоне своего сына Белшаруцура (Валтасара). Они пользовались такой ненавистью в Вавилоне, что вторжение персидских войск Кира было воспринято как освобождение, и Кир без особенного труда овладел страной (539 г. до н. э.). Набонид был отправлен в ссылку, большая часть державы была обращена в сатрапии, а коренная Вавилония составила особое царство, находившееся в личной унии с царством персов. После смерти Кира персидское господство оказалось тяжким; вавилоняне с неслыханным упорством и ожесточением раз за разом восставали против него, пока Ксеркс в 482 г. до н. э. не подавил последнее из них, упразднив само вавилонское царство и уничтожив его главный ритуальный оплот – святилище Мардука с его статуей.
|
|
Вавилонское общество VII-VI вв. до н. э. по-прежнему состояло из свободных полноправных граждан, «царских людей» и рабов. К числу первых относились почти исключительно члены нескольких крупных городских гражданско-храмовых общин. Здесь бурно развивались отношения частной эксплуатации и рабства, прежде всего долгового; храмы, богатые чиновники и купцы имели сотни рабов, отдельные имущие граждане – по 3- 5 рабов.
Еще в конце II тыс. до н. э. число и мощь частных магнатов угрожающе выросло, а государственный сектор сократился количественно и качественно; вельможи и цари этого времени, кроме служебных, имеют собственные частные владения. В конце VII-VI вв. до н. э., при халдейской династии, снова появилась могущественная военно-служилая верхушка, опирающаяся на эксплуатацию огромного массива государственных земель и не связанная с частными владениями (хотя и торопящаяся их приобретать). Никаких пожалований нововавилонские цари, по-видимому, не давали, и все крупные частные владения могли возникать только в рамках автономных городов. Это и привело к бурному развитию свободного найма, ростовщичества и долгового рабства в крупнейших городах халдейской Вавилонии и разорению значительной части их рядового населения. При этом вавилонские рабы могли брать землю в условное держание у частных лиц – своих и чужих хозяев, иметь свое имущество, семьи и т.д. и даже заниматься субарендой. Крупнейшими хозяйствами в городах были храмовые; они использовали труд и рабов, в том числе посаженных на землю, и свободных арендаторов.
Тема 2. Государства в среднем течении р. Тигр. Ассирия: этапы политического развития и социально-экономический строй. Особенности ассирийской государственности. Ассирийское общество по данным Среднеассирийских законов
Политическая история. В Северной Месопотамии условия для земледелия были менее благоприятны, хотя уровень общественного развития здесь еще в V – IV тыс. до н.э. был уже достаточно высок, что позволило создать Ассирийское государство. В XVI в. до н.э. Ассирия оказалась в зависимости от Митанни, а самостоятельности добилась в XIV в. до н. э.
Горы и предгорья Ассирии Были богаты залежами железной руды. А появление бронзовых орудий позволили Ассирии преодолеть трудности природных условий Северного Двуречья. С XIII в. до н.э. начинается усиление Ассирии. К концу Х в. до н. э. армия ассирийцев стала самой многочисленной и сильной в мире. Ассирия восстанавливает свое господство в Северной Месопотамии и возобновляет военные походы на юг и в Восточное Средиземноморье, в результате которых завоевала Вавилонию и подчинила себе большинство государств Ближнего Востока (Сирию, Египет), впервые в истории объединив в пределах одного государства самые различные народы, населявшие огромную территорию
В VIII в. до н. э. начинается период наибольшего могущества Ассирии, ее преобладания в ближневосточном регионе. Ее подъем в это время связан с административными и военными реформами царя Тиглатпаласара III. Он провел коренную реорганизацию военного дела. Изменилась политика в отношении покоренного населения. По-новому было организовано управление завоеванными территориями. Во главе вновь образованных округов ставились наместники, которым подчинялись ассирийские военные гарнизоны. Размеры новых округов стали меньше, что облегчало управление ими. Каждый округ облагался налогом. В результате была установлена строгая централизованная власть Ассирии над захваченными народами. Важнейшим фактором экономического единства государства стала торговля. Главной целью военных походов был захват новых торговый путей для дальнейшего обогащения Ассирии.
|
|
При Тиглатпаласаре III и его приемниках Ассирия стала первой в истории Древнего мира действительно великой военной империей, которая объединяла почти все государства ближневосточного региона (Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Египет, Малую Азию, Элам, персидские и мидийские племена).
Внутри государства росли противоречия: политика ассирийских царей, массовые переселения народов, разрушение ремесленных центров порождали сопротивление в завоеванных областях. При Ашшурбанапале (669-631 гг. до н.э.), последнем великом ассирийском царе, отдельные центры державы начинают соперничать друг с другом, а после его смерти империя распадается. Ассирийское государство пало под ударами Вавилона и мидийских племен. Победители разделили между собой ассирийское наследство, но уступили место нарождающейся Персидской империи.
Внезапное падение Ассирии было вызвано двумя факторами: оторванная от любых социальных традиций военно-служилая масса, на которую опирались Саргониды, в итоге превратилась в самодовлеющую силу (что и было главным фактором смут и падения ее военной эффективности), а объединяя Переднюю Азию и втягивая все больше и больше сопредельных стран в орбиту единой политики, Ассирия сама сплачивала их вокруг общей цели – стремления уничтожить ее – и навлекала на себя удары таких широких коалиций, которым не могла противостоять. Несмотря на относительную кратковременность своего существования, Ассирийская держава оставила глубокий след в истории древнего мира.
Эволюция государственности. Имперский строй Ассирийской державы был порожден особой административной и военной организацией, сложившейся в ходе активной завоевательной политики.
III – II тыс. до н.э. Ашшур являлся городом-протогосударством: ишшиаккум (правитель города) – организовывал ирригацию, был верховным жрецом, учреждал храмы, контролировал торговлю. Укуллум – главный администратор и судья; избирался городским советом, в состав которого входили лимму (городские казначеи), избираемые на год.
|
|
XIX – XVIII в. до н.э Ассирия стала многонациональной империей: царь Ассирии– стоял во главе державы, состоявшей из 14 округов, управлявшисхя назначаемыми им и не связанными с населением наместниками – управлял сбором налогов и военной администрацией. Основным рычагом ассирийской государственности становилась армия: постоянное войско, царский полк и общинное ополчение.
XVI в. Ассирия теряет самостоятельность, исчезает центральная власть и возвращается городское самоуправление. К XIV в. до н.э. городское самоуправление теряет свое значение, усиливается власть царя и его роль как военачальника. Государство ставит под контроль общинную организацию.
IX-VII вв. до н.э. Расцвет Ассирийской государственности: в это время царь – глава империи (его власть носила военно-политический характер); помощник царя – командир крепостей, областной и военной админист рации (ему поступали жалобы на судебные решения); тартан - главноко мандующий (занимался военными операциями и командованием войсками, созыв армии был вне его полномочий). При царе было 3 совета: 1)из старых воинов и бывших командиров, 2) из областной и дворцовой знати, вельмож; 3) из представителей общинных старейшин.
VII в. до н.э. – пик могущества Ассирии. Была отстроена новая столица – Ниневия. После смерти Ашшурбанапала в Ассирии начинаются смуты, и держава попадает под власть Вавилона, а затем персов.
Судебная организация Ассирии также была своеобразна. Низшие суды не разделялись с областным управлением, а высшие представляли три специальных учреждения: суд по брачно-семейным делам, суд для рассмотрения дел о кражах и суд по насильственным преступлениям. Суд строго придерживался установленных и записанных законов. Правоприменение в обществе полноправных воинов-ассирийцев, прежде всего, преследовало цели заставить подчиняться предписанным правителем правилам: в ассирийских законах редко встречается смертная казнь, зато широчайшее распространение приобрели членовредительские наказания.
В целом административная организация Ассирийской державы не занималась регулированием экономической и хозяйственной деятельности, – главное состояло в исполнении военных и фискально-налоговых задач. Это создавало основу для внешнеполитической силы державы, но это же было и предпосылкой внутренней слабости государственной организации, распадавшейся под влиянием случайных обстоятельств, смены правителей, внутренних смут.
Экономическое развитие. В экономике Ассирии преобладала торговля, хотя развивались земледелие и ремесло. Ашшур был основан в середине III тыс. до н.э. как важнейшая торговая фактория на Тигре, а впоследствии сам стал развивать данную деятельность. Ассирия играла роль передаточного пункта, промежуточной инстанции в обмене между отдельными обществами и государствами с самого начала возникновения обмена между районами передней Азии. Во время митаннийского господства в Ассирии, Ашшур продолжал наживаться на торговле и накапливать богатства, так как для Вавилонии снабжение через Ашшур сохраняло свое значение.
Осваивая торговые пути, Ашшур основывает целый ряд подсобных факторий и колоний в Малой Азии. Это способствовало развитию Ашшура и других мелких городов-государств на территории будущей Ассирии, а также создавало благоприятные условия для освоения караванных путей. Купцы Ашшура везли в Малую Азию из Двуречья в основном продукты ремесла, а вывозили преимущественно серебро, свинец, медь, шерсть и кожу; не занимались работорговлей.
Роль средств обращения в Ашшуре и его торговых колониях играли свинец и серебро.
Важно отметить, что торговля лишь в небольшой мере была рассчитана на нужды самой Ассирии; имела транзитный характер
Социальная организация. Во главе ассирийского общества стоял царь, возглавлявший крупных и мелких чиновников.
Далее шла служилая знать Ассирии. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов, назначая на важнейшие посты евнухов. Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения и множество подневольных людей, эти были преднамеренно разбросаны по всей стране. Наследование чиновничьих должностей происходило лишь по утверждении царем. Крупными землевладельцами были храмы, что обусловило весомую роль жречества.
Свободное население сосредоточивается в городах – центрах ремесла и торговли. Важнейшие города пользовались особыми привилегиями, освобождавшими их от повинностей и податей, т.е. их население входило в категорию «заку» или «закку»; свободу сохраняла и часть исконно ассирийских общин.
Основную часть непосредственных производителей в сельском хозяйстве Ассирийской державы составляли люди, насильственно угнанные из родных мест: шакну (посаженный). На новых местах их «сажали» на земли царя, храмов или частных лиц. Существовали также и другие категории подневольных людей. Все они были фактически прикреплены к земле.
Для ассирийской общины характерны большие (нераздельные) семьи («дома»), которые, с течением времени распадались. Обязанности общины по отношению к государству выражались в повинностях и натуральных налогах. В ряде случаев цари предоставляли землевладельцам так называемый иммунитет, то есть полное или частичное освобождение от податей и повинностей. Расслоение общества началось еще на ранних стадиях, что было связано с преобладанием торговли в экономике, но большое количество чужеземных рабов привело к задержке процесса закабаления соплеменников.