Тема 1. Вавилония в Нововавилонский период (VII – VI вв. до н.э.)

Независимость Вавилонии восстановила II династия Иссина, изгнавшая эла­митов, а при Навуходоносоре I (1125–1104 гг. до н. э.) нанесшая им сокрушительное поражение при Дере. Вскоре власть царя ослабела, и он превратился в вер­ховного магистрата при гражданско-храмовой общине Вавилона.

В 729 г. до н. э. Вавилонию завоевал ассирийский царь Тиглатпаласар III, но после его смерти власть в ней захватил халдейский вождь Мардукпаладдин, под­держанный вавилонянами и Эламом. После этого Началась война с Ассирией, завершившаяся в 688 г. до н. э. полным разрушением Вавилона Синаххерибом. Его преемник Асархаддон восста­новил город и его автономию. В 626 г. до н. э., началось самое круп­ное и упорное восстание Вавилона против ассирийцев, возглавленное хал­деем Набопаласаром (626-605 гг. до н. э.), основавшим новую ва­вилонскую династию. Он изгнал ассирийцев, которые призвали на по­мощь египтян, чья армия в 616 г. до н. э. столкнулась с Вавилонией (вавилоно-египетская война).

С нападением Мидии на Ассирию и заключением вавилоно-мидийского союза Ассирия была быстро уничтожена (к 609 г. до н. э.), а ее территория поделена союзниками: полоса земель, вы­водящая в Сирию досталась Вавилонии. Навуходоносор разгромил египетскую армию при Каркемише и вторгся глубоко в Сирию, аннексировал Иудею и Тир. Затем вторгся в Египет и способствовал приходу к власти Амасиса, поддерживавшего дружбу с Вавилонией.

В то же время на Вавилонию напал мидийский вассал – царь Элама; в от­вет Навуходоносор разгромил Элам и захватил Сузиану.

Внутри станы началось масштабное строительство. Были воздвигнутые или за­ново отстроенные в Вавилоне Навуходоносором II, – «вавилон­ская башня» (храм Мардука) и «висячие сады» на террасах (при­писанные позже Семирамиде).

После смерти Навуходоносора к власти пришел узурпатор, жрец – арамей Набонид (556-539 гг. до н. э.), попытавшийся оторваться от города Вавилона и создать, используя ресурсы державы и опираясь на арамейские племена, обширную империю, объединенную вокруг культа лун­ного бога Сина. Совершив обширные завоевания в Северной Аравии и заняв там город Тейму, Набонид перенес в него столицу, оставив наместником в Вавилоне своего сына Белшаруцура (Валтасара). Они пользовались такой ненавистью в Вавилоне, что вторжение персидских войск Кира было воспринято как освобождение, и Кир без особенного труда овладел страной (539 г. до н. э.). Набонид был отправлен в ссыл­ку, большая часть державы была обращена в сатрапии, а корен­ная Вавилония составила особое царство, находившееся в личной унии с царством персов. После смерти Кира персидское господ­ство оказалось тяжким; вавилоняне с неслыханным упорством и ожесточением раз за разом восставали против него, пока Ксеркс в 482 г. до н. э. не подавил последнее из них, упразднив само вави­лонское царство и уничтожив его главный ритуальный оплот – святилище Мардука с его статуей.

Вавилонское общество VII-VI вв. до н. э. по-прежнему состо­яло из свободных полноправных граждан, «царских людей» и рабов. К числу первых относились почти исключительно члены нескольких крупных городских гражданско-храмовых общин. Здесь бурно развивались отношения частной эксплуатации и раб­ства, прежде всего долгового; храмы, богатые чиновники и купцы имели сотни рабов, отдельные имущие граждане – по 3- 5 рабов.

Еще в конце II тыс. до н. э. число и мощь частных магнатов угрожающе выросло, а государственный сектор сократился коли­чественно и качественно; вельможи и цари этого времени, кроме служебных, имеют собственные частные владения. В конце VII-VI вв. до н. э., при халдейской династии, снова появилась могу­щественная военно-служилая верхушка, опирающаяся на экс­плуатацию огромного массива государственных земель и не свя­занная с частными владениями (хотя и торопящаяся их приобре­тать). Никаких пожалований нововавилонские цари, по-видимо­му, не давали, и все крупные частные владения могли возникать только в рамках автономных городов. Это и привело к бурному развитию свободного найма, ростовщичества и долгового рабства в крупнейших городах халдейской Вавилонии и разорению зна­чительной части их рядового населения. При этом вавилонские рабы могли брать землю в условное держание у частных лиц – своих и чужих хозяев, иметь свое имущество, семьи и т.д. и даже заниматься субарендой. Крупнейшими хозяйствами в городах были храмовые; они использовали труд и рабов, в том числе по­саженных на землю, и свободных арендаторов.

Тема 2. Государства в среднем течении р. Тигр. Ассирия: этапы политического развития и социально-экономический строй. Особенности ассирийской государственности. Ассирийское общество по данным Среднеассирийских законов

Политическая история. В Северной Месопота­мии условия для земледелия были менее благоприятны, хотя уровень общественного развития здесь еще в V – IV тыс. до н.э. был уже достаточно высок, что позволило создать Ассирийское государство. В XVI в. до н.э. Ассирия оказалась в зависи­мости от Митанни, а самостоятельности добилась в XIV в. до н. э.

Горы и предгорья Ассирии Были богаты залежами железной руды. А появление бронзовых орудий позволили Ассирии преодолеть трудности природных условий Северного Дву­речья. С XIII в. до н.э. начинается уси­ление Ассирии. К концу Х в. до н. э. армия ассирийцев ста­ла самой многочисленной и сильной в мире. Ассирия восстанавливает свое господство в Се­верной Месопотамии и возобновляет военные походы на юг и в Восточное Средиземноморье, в результате которых завоевала Вавилонию и подчинила себе большинство государств Ближнего Восто­ка (Сирию, Египет), впервые в истории объединив в пре­делах одного государства самые различные народы, насе­лявшие огромную территорию

В VIII в. до н. э. начинается период наибольшего могущества Ассирии, ее преобладания в ближневосточном регионе. Ее подъем в это время связан с административ­ными и военными реформами царя Тиглатпаласара III. Он провел коренную реорганизацию военного дела. Изменилась по­литика в отношении покоренного населения. По-новому было организовано управление завоеванными территориями. Во главе вновь образован­ных округов ставились наместники, которым подчинялись ассирийские военные гарнизоны. Размеры новых округов стали меньше, что облегчало управление ими. Каждый ок­руг облагался налогом. В результате была установлена строгая централизованная власть Ассирии над захваченными народами. Важнейшим фактором экономического единства государства стала торговля. Главной целью военных походов был захват новых торговый путей для дальнейшего обогаще­ния Ассирии.

При Тиглатпаласаре III и его приемниках Ассирия стала первой в истории Древнего мира действительно великой военной империей, которая объединяла почти все государства ближневосточного регио­на (Месопотамию, Вос­точное Средиземноморье, Египет, Малую Азию, Элам, персидские и мидийские племена).

Внутри государства росли противоречия: политика ассирийских царей, массовые переселения народов, разрушение ремесленных центров порождали сопротивление в завоеванных областях. При Ашшурбанапале (669-631 гг. до н.э.), последнем великом ассирийском царе, отдельные центры державы начинают соперничать друг с другом, а после его смерти импе­рия распадается. Ассирийское государ­ство пало под ударами Вавилона и мидийских племен. Победители разделили между собой ассирийское наследство, но уступили место нарождающейся Персидской империи.

Внезапное падение Ассирии было вызвано двумя факторами: оторванная от любых социальных традиций военно-служилая масса, на которую опирались Саргониды, в итоге превратилась в самодовлеющую силу (что и было главным фактором смут и паде­ния ее военной эффективности), а объединяя Переднюю Азию и втягивая все больше и больше сопредельных стран в орбиту еди­ной политики, Ассирия сама сплачивала их вокруг общей цели – стремления уничтожить ее – и навлекала на себя удары таких широких коалиций, которым не могла противостоять. Несмотря на относительную кратковременность своего существования, Ассирийская держава оставила глубокий след в истории древнего мира.

Эволюция государственности. Имперский строй Ассирийской державы был порожден особой административной и военной организацией, сложившейся в ходе активной завоеватель­ной политики.

III – II тыс. до н.э. Ашшур являлся городом-протогосударством: ишшиаккум (правитель города) – организовывал ирригацию, был верховным жрецом, учреждал храмы, контролировал торговлю. Укуллум – главный администратор и судья; избирался городским советом, в состав которого входили лимму (городские казначеи), избираемые на год.

XIX – XVIII в. до н.э Ассирия стала многонациональной империей: царь Ассирии– стоял во главе державы, состоявшей из 14 округов, управлявшисхя назначаемыми им и не связанными с населением наместниками управлял сбором налогов и военной администрацией. Основным рычагом ассирийской государственности становилась армия: постоянное войско, царский полк и общинное ополчение.

XVI в. Ассирия теряет самостоятельность, исчезает центральная власть и возвращается городское самоуправление. К XIV в. до н.э. городское самоуправление теряет свое значение, усиливается власть царя и его роль как военачальника. Государство ставит под контроль общинную организацию.

IX-VII вв. до н.э. Расцвет Ассирийской государственности: в это время царь – глава империи (его власть носила военно-политический характер); помощник царя командир крепостей, областной и военной админист рации (ему поступали жалобы на судебные решения); тартан - главноко мандующий (занимался военными операциями и командованием войсками, созыв армии был вне его полномочий). При царе было 3 совета: 1)из старых воинов и бывших командиров, 2) из областной и дворцовой знати, вельмож; 3) из представителей общинных старейшин.

VII в. до н.э. – пик могущества Ассирии. Была отстроена новая столица – Ниневия. После смерти Ашшурбанапала в Ассирии начинаются смуты, и держава попадает под власть Вавилона, а затем персов.

Судебная организация Ассирии также была своеобразна. Низ­шие суды не разделялись с областным управлением, а высшие представляли три специальных учреждения: суд по брачно-семейным делам, суд для рассмотрения дел о кра­жах и суд по насильственным преступлениям. Суд строго придерживался установленных и записанных законов. Правоприменение в обществе полноправных воинов-ассирий­цев, прежде всего, преследовало цели заставить подчиняться предпи­санным правителем правилам: в ассирийских законах редко встре­чается смертная казнь, зато широчайшее распространение приобрели членовредительские наказания.

В целом административная организация Ассирийской державы не занималась регулированием экономической и хозяйственной деятельности, – главное состояло в исполнении военных и фискально-налоговых задач. Это создавало основу для внешнеполитической силы державы, но это же было и предпосылкой внутренней слабости государственной организации, распадавшейся под влиянием случайных обстоятельств, смены правителей, внутренних смут.

Экономическое развитие. В экономике Ассирии преобладала торговля, хотя развивались земледелие и ремесло. Ашшур был основан в середине III тыс. до н.э. как важнейшая торговая фактория на Тигре, а впоследствии сам стал развивать данную деятельность. Ассирия играла роль передаточного пункта, промежуточной инстанции в обмене между отдельными обществами и государствами с самого начала возникновения обмена между районами передней Азии. Во время митаннийского господства в Ассирии, Ашшур продолжал наживаться на торговле и накапливать богатства, так как для Вавилонии снабжение через Ашшур сохраняло свое значение.

Осваивая торговые пути, Ашшур основывает целый ряд подсобных факторий и колоний в Малой Азии. Это способствовало развитию Ашшура и других мелких городов-государств на территории будущей Ассирии, а также создавало благоприятные условия для освоения караванных путей. Купцы Ашшура везли в Малую Азию из Двуречья в основном продукты ремесла, а вывозили преимущественно серебро, свинец, медь, шерсть и кожу; не занимались работорговлей.

Роль средств обращения в Ашшуре и его торговых колониях играли свинец и серебро.

Важно отметить, что торговля лишь в небольшой мере была рассчитана на нужды самой Ассирии; имела транзитный характер

Социальная организация. Во главе ассирийского общества стоял царь, возглавлявший крупных и мелких чиновников.

Далее шла служилая знать Ассирии. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов, назначая на важнейшие посты евнухов. Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения и множество подневольных людей, эти были преднамеренно разбросаны по всей стране. Наследование чиновничьих должностей происходило лишь по утверждении царем. Крупными землевладельцами были храмы, что обусловило весомую роль жречества.

Свободное население сосредоточивается в городах – центрах ремесла и торговли. Важнейшие города пользовались особыми привилегиями, освобождавшими их от повинностей и податей, т.е. их население входило в категорию «заку» или «закку»; свободу сохраняла и часть исконно ассирийских общин.

Основную часть непосредственных производителей в сельском хозяйстве Ассирийской державы составляли люди, насильственно угнанные из родных мест: шакну (посаженный). На новых местах их «сажали» на земли царя, храмов или частных лиц. Существовали также и другие категории подневольных людей. Все они были фактически прикреплены к земле.

Для ассирийской общины характерны большие (нераздельные) семьи («дома»), которые, с течением времени распадались. Обязанности общины по отношению к государству выражались в повинностях и натуральных налогах. В ряде случаев цари предоставляли землевладельцам так называемый иммунитет, то есть полное или частичное освобождение от податей и повинностей. Расслоение общества началось еще на ранних стадиях, что было связано с преобладанием торговли в экономике, но большое количество чужеземных рабов привело к задержке процесса закабаления соплеменников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: