Тема 4. Эволюция государственности в Древней Месопотамии. Развитие права. Социально–экономическое развитие

Эволюция государственности в Древней Месопотамии. Государство в Месопотамии в процессе своего развития прошло несколько стадий: В IV– III тыс. до н.э. несколько соседско-родовых общин объединились вокруг храмовых центров, которые играли религиозную, хозяйственную и административную роль (города). В этих объединениях (номах) возникла надобщинная администрация (эвен – главный жрец, эн – правитель, совет старейшин и народное собрание), это было связано с необходимостью вести совместные ирригационные работы. Главная обязанность правителя – организация ирригации, выдача из храмовых запасов.

ВXXVIII – XXV вв. до н.э. соседствующие номы начинали борьбу за лидерство, и самый сильный из них пытался объединить вокруг себя остальные. Характерной чертой борьбы было отсутствие попыток аннексии других номов. Война шла лишь за установление верховной власти над ними и за «инвеституру». Всего номов в Месопотамии было около 20. Самым сильным сначала был Ниппур; затем Киш (сев.), Ур и Урук (юг), Лагаш. Единого государства на данной стадии Шумер еще не представлял, связи между номами походили на военный союз с выплатами дани главному городу. Правители отдельных номов энси – имели культовые и военные функции; отдельные из них принимали титул лугаля, что означало претензию на гегемонию среди всех городов. Известны народные собрания.

ВXXII – XIX вв. до н.э. происходит складывание единого государства и усиление единоличной власти правителя, намечается переход к централизации. Складывается ранняя монархия. Бывшие, почти самостоятельные, номы теряют самоуправление и начинают управляться из центра.

Первые попытки централизации были осуществлены еще в XXV в. до н.э. при правителе Лагаша Эанатуме, который после завоевания Киша, Урука и других городов попытался лишить их политической самостоятельности, что привело к его низложение. Еще один более удачный шаг в этом направлении был сделан в XXIV в. до н.э. при Саргоне, который объединяет весь Шумер под властью г. Аккада. Его политика привела к образованию в Шумере ранней монархии с сильной, почти деспотической властью. Этот опыт использован при III династии Ура. При его правителе Шульге, государство обретает полностью централизованный вид, происходит окончательная институционализация власти, личность верховного правителя начинает обожествляться; областями руководят наместники из центра, а номовое самоуправление исчезает, как и суды общин; суд перешел в руки храмов и государства.

XVIII – XVI вв. до н.э. – стадия складывания и функционирования централизованного государства, распространение конституированного права, единой системы мер и весов, налогов. Зачатки имперских тенденций. Связано это с именем 6 правителя вавилонской династии – Хаммурапи, который провел административную, судебную и денежную реформу. Кроме того, при нем были записаны законы, которые считались эталоном права еще 1000 лет. К этой же стадии государственности можно отнести касситский период Вавилонии (Кардуниаш).

Весь аппарат власти был жестко централизованным. Наверху находился правитель (наместник богов), его власть была наследственной, но строгого порядка не было. Царь выполнял религиозные, государственные функции, был верховным военачальником. Царь непосредственно возглавлял центральный бюрократический аппарат. Областной аппарат возглавляли наместники царя (сбор налогов, организация государственного хозяйства; в этих целях могли осуществлять и судебные функции). Наместники руководили главами местных общин – рабианумами, которых назначали из старейшин общины. Они имели административные, финансовые и судебно– полицейские полномочия в своей общине.

Государственная администрация была дворцовой по сути, и финансово-хозяйственной по своим задачам; остальные институты только зарождались.

Экономический строй Междуречья. Экономическое развитие связано с политической историей страны.

В III тыс. до н.э. (расцвет Шумерского государства) развивались земледелие и садоводство, которые зависели от режимов разливов рек Тигр и Евфрат. Чтобы защитить поля от наводнений, возводились ирригационные сооружения. Высокого уровня достигло ремесленное производство: металлургия, кузнечное, гончарное и ювелирное дело и т.д. Развивались внутренний обмен и внешняя торговля.

В это время центрами городов были храмы, вокруг которых формировались храмовые хозяйства, в которых работали мастера из числа общинников – гурушей, которым платили за труд продуктами. Сельской община охраняла большое значение. Общины состояли из семейных коллективов. Общинные земли находились в свободном обращении внутри общины.

В XXIV в. до н.э. объединение Аккадского царства под властью Саргона позволило создать единую ирригационную систему в долинах Тигра и Евфрата, что привело к росту продуктивности сельского хозяйства. Выросли привилегии приближенных к царю вельмож. Увеличилось количество рабов. Храмовые хозяйства стали частью государственного сектора; номы были лишены традиционных автономий. Началась скупка земли у общин по заниженным ценам, что расширяло государственное хозяйство.

Аналогичной политики придерживались и цари III династии Ура. Большая часть земли образовала огромные централизованные государственные хозяйства; население было прикреплено к этим хозяйствам и работало там за пайки бригадами. Там же трудились рабы–военнопленные и наемные работники. Чиновники прикреплялись к службе и получали за нее наделы. Меньшая часть земли составляла общинный сектор, где шло массовое разорение и обнищание крестьян, которые попадали в долговое рабство и использовались на тяжелых работах. Положение частных рабов было лучше: они могли иметь семью и откупиться на волю.

Пик развития Старовавилонского царства пришелся на XVIII в. до н.э., когда его возглавлял царь Хаммурапи. В этот период достигли расцвета поливное земледелие, скотоводство, садоводство. Особое внимание уделялось расширению и улучшению оросительных систем, развитию ремесленного производства, которое включало большое количество специальностей. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Экспортировали зерно, финики, сезамовое (кунжутное) масло, шерсть, ремесленные изделия, импортировались лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия; ввозились рабы. С развитием торговли далеко за пределы страны вышел вавилонский язык, ставший международным.

Бурное развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению денег. Сначала в качестве денег употребляли меха пушных зверей, скот, шкуры и т.д. Позже при обмене стали использовать деньги из металла: небольшие слитки из меди, серебра, золота. Особенно большие запасы денег накапливались в храмах, где жрецы пускали их в рост под определенный процент. Ростовщические операции требовали особой точности, поэтому при таких сделках заключались письменные обязательства, которые оформлялись на глиняных дощечках.

Кодекс Хаммурапи отражал характерные черты экономического развития той эпохи. В Кодексе было подробно определено, как следует пользоваться водой из каналов, как должны проходить наем работников, покупка рабов, перевоз вещей по рекам и многое другое. Законы требовали, чтобы все население честно и правильно выполняло условия и обязательства договоров, за нарушение которых необходимо было нести ответственность. Кодекс служит источником знаний о рабстве этого периода, которое было весьма развитым, вместе с тем присутствовала устойчивая тенденция ограничения распространения долгового рабства. К тому же зачастую оно принимало патриархальный характер: рабы могли иметь небольшое хозяйство, вступать в брак со свободными женщинами, их дети объявлялись свободными. Следует также отметить, что в Вавилонии сохранялся и широкий слой свободного общинного крестьянства, которое сдерживало безграничный рост количества рабов.

Заметную роль в экономике Вавилонии играло царское хозяйство. Дворцовые земли не только обрабатывались зависимыми крестьянами, но и сдавались в аренду. В арендные отношения вступали крестьяне, крупные землевладельцы, ростовщики, которые могли сдавать эти земли в субаренду на более тяжелых условия. Крупных частных владений не существовало. При устойчивости общины внутри нее тоже не могли возникать крупные частные эксплуататоры. Единственный слой, который мог бы стать источником накопления крупных частных фондов – купцы – были поверстаны на государственную службу и стали торговыми агентами государства, тамкарами. Второй слой – ростовщики, были ограничены «указами справедливости» (аннулирование долгов). Так были огосударствлены все отрасли хозяйства.

Вавилония в эпоху царя Хаммурапи превратилась в одно из самых богатых государств Древнего Востока. После смерти царя Хаммурапи могущество Вавилонии было подорвано бесконечными набегами внешних врагов.

При Касситской династии большую часть земель составили царские, которые были разделены на наделы отдаваемые за службу или в управление храмам. Общинный сектор свелся к нескольким крупным автономным городам, включая столицу. Автономные города – получили небывалую степень самостоятельности, и в ре­зультате там началось бурное развитие экономики, с одной сторо­ны, и частно-эксплуататорских отношений, с другой. Торговля была разгосударствлена. Так в новом общинном секторе стали быстро выделяться частные магнаты.

С другой стороны, касситские цари охотно жаловали различ­ным лицам, прежде всего, вельможам, земли в наследственное, «вотчинное» владение на условиях «кудурру» (налоговый и административный иммуни­тет). Получившаяся общественная модель — сочетание государствен­ного сектора, охватывающего сельскую округу и большинство го­родов, и частно– общинного сектора, включающего крупнейшие города и вотчины вельмож, где социальные отношения были основаны на частном распоряжении имуществом, существовала в Вавилонии до самого конца ее истории, с незначительными от­клонениями. Кроме того, касситские роды получали в постоян­ное «кормление» целые округа, превращавшиеся тем самым в автономные княжества соответствующих родов.

Социальная структура общества. Социальная структура изменялась в зависимости от уровня дифференциации общества.

В IV тыс. до н.э. в период существования племенного союза с центром в Ниппуре, судя по погребениям у шумеров уже выделяется богатая правящая верхушка и появляются рабы-военнопленные. Остальная масса населения еще слабо дифференцирована. В III тыс. уже четко выделяется три социальные группы: господствующее сословие (правящая верхушка), особняком – жрецы; рядовые общинники, объединенные в территориальные общины, делившиеся на большесемейные наделы; подневольные работники (военнопленные, изгои, обедневшие общинники). Дальнейшая тенденция шла по линии имущественной дифференциации внутри общины и слияния храмовой и царской администрации.

При III династии Ура из господствующего сословия выделяются чиновники. Из рядовых общинников – квалифицированные ремесленники, служащие и войны. Все остальное население превращается в подданных с одинаковым правовым статусом, но различным экономическим положением; они закрепляются за занятиями.

Во II тыс. до н.э. старовавилонское общество делилось на два основных класса: господствующий (люди, состоящие на государственной службе, существующие на государственном обеспечении и освобожденные от налогов) и мелкие производители. Последние делились на три сословия: свободные общинники авилум (пользовались самоуправлением, но платили подати царю); царские люди мушкенум (не входили в общину, отдавали себя под покровительство царя, за что получали надел из царской земли, с которого платили подати, несли повинности в пользу государства); и рабы вардум.

Во время правления касситской династии окончательно сложилась классическая социальная структура Вавилонии. Большую часть населения составлял сектор «царских людей», сидящих на землях государства и его учреждений (в том числе и храмов), количество свободных общинников резко сократилось, но при этом повысилась степень их независимости от государства (полностью освобождались от налогов и повинностей, имели свои воинские контингенты, могли вести параллельно с государством туже деятельность). Появляется узкая прослойка крупных частных магнатов.

Право Древней Месопотамии. Начало исторического законодательства относится ко времени древнешумерских государств. Законы Уруинимгины (XXIV в), самые древние в истории права, не были еще правовыми предписаниями, а являлись правилами в основе с общей идеей поддержания древних порядков и стабильности. Более развитыми были законы Ур– Намму, которые содержали около 35 правил– статей в основном регулирующих семейные отношения. Законы Липит– Иштара (XIX в. до н.э.) – первый законченный свод судебных правил – состояли из 43 статей– правил, посвященных особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих, частной собственности; вводили новые установления в сфере семейного права. Законы Эшнуны (XVIII в. до н.э.) регулировали правила торгового оборота.

Около 1750 г. до н.э были созданы Законы Хаммурапи – эталон древневосточного права. Они не были записью всех правовых норм, существовавших тогда, многое оставалось в сфере обычного права. Эти законы создавались для царских судов для решения тех дел, которые не регулировались обычным правом. Это были записи типичных судебных решений, по отдельным вопросам, записанные для общего сведения.

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной сис­теме. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объ­единить в несколько тематических разделов. Начинает текст зако­нов особое Введение, в котором Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять спра­ведливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого... доставлять стране благополу­чие». Сам свод законов заключал общие правила об отправ­лении правосудия; правила охраны собственности царя, храмов, общин; по­свящался охране имуществ, полученных от царя за службу; операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; семейному праву; охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципубыто­вой ассоциативности (в системе законов еще не было осо­бых юридических приемов). Статьи опи­сывали только конкретные случаи и давали законченные наставления судье. Такое построение норм права характерно для древности, не было стремления к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от лат. Casus – случай).

Другим характерным принципом законов был религиозный смысл запрещений, которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил проти­воправными и наказуемыми такие же действия, которые в религи­озной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение уста­новленного богами порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: