Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией А.В. Махлаюка

Под общей редакцией А.В. Махлаюка

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

Подписано в печать ………. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. ……. Уч.-изд.л. ……..

Заказ № …….. Тираж 300 экз.

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета

им. Н.И. Лобачевского

603600, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01


[1] В соответствие со сложившейся в ННГУ практикой, научными руководителями курсовых и выпускных квалификационных сочинений могут выступать кандидаты и доктора наук — старшие преподаватели, доценты и профессора кафедр (центров) специализации. В исключительных случаях научное руководство рассматриваемыми работами может быть поручено иным опытным преподавателям кафедры (центра) специализации (в частности, ассистентам), не обладающим степенью кандидата или доктора наук. Вопросы, связанные с коллективным (совместным) руководством курсовыми и выпускными квалификационными работами (в том числе, вопрос о привлечении в качестве со-руководителя(-ей) представителей сторонних организаций), должны решаться строго на заседании кафедры (центра) в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами и своевременно оформляться в рамках соответствующей документации.

[2] В целях комплексного, наглядного и максимально аргументированного обоснования выставляемой студенту оценки научный руководитель может использовать специальный формуляр, содержащий развернутый перечень параметров работы, каждый из которых оценивается определенным количеством баллов (см. Приложение 3).

[3] Следует помнить, что качественное выполнение курсовой работы предполагает освоение большого объема материала, подбор и скрупулезное изучение многочисленных источников и научных трудов, приобретение обширных знаний и эрудиции как в рамках избранной темы, так и в смежных областях, постоянные размышления и напряженные поиски точных формулировок, тщательную литературно-стилистическую обработку и техническое оформления текста. Ни одна из этих задач не может быть успешно решена в течение одного–двух месяцев, без настойчивой регулярной работы на протяжении всего учебного года. Стоит также отметить, что работа над курсовым сочинением может и должна, по мере возможности, увязываться с другими формами учебной деятельности, в частности, с теми докладами и сообщениями, которые студенты готовят на практических занятиях и в спецсеминарах (а у студентов заочного отделения — с подготовкой контрольных работ). Наиболее значимые и интересные результаты учебно-исследовательской работы, по рекомендации научных руководителей, следует апробировать в выступлениях на студенческих научных конференциях, а также на научных мероприятиях более высокого уровня или в публикациях статей или тезисов докладов. Лучшие учебно-исследовательские сочинения по решению кафедры (центра) специализации представляются для участия в конкурсах студенческих научных работ.

[4] 1 печатный лист составляет 40 000 печатных знаков, включая пробелы между словами.

[5] Совершенно недопустимым, в данной связи, является представление в качестве учебно-исследовательской работы текста, полностью или частично заимствованного из сети Интернет. Такой текст не принимается к проверке.

[6] В условиях, когда практически по любой теме существует немалое число публикаций и все время выходят новые исследования, важно осуществлять постоянный самостоятельный поиск литературы по теме, обращаясь к библиографическим указателям, библиотечным каталогам, Интернету, следить за научной периодикой (где публикуются рецензии и оборы), а также обращать внимание на ссылки и списки источников и литературы в изучаемых работах. В процессе изучения литературы необходимо делать выписки (конспект) по теме и параллельно анализировать прочитанное. Конспектируя изучаемую литературу, следует указывать фамилию и инициалы автора(ов), название работы (без кавычек), место и год издания и обязательно номер страницы, откуда выписан текст. Для статей кроме того следует указать названия журнала или сборника, год его издания, том или номер и страницы. Эту кропотливую, но крайне необходимую работу надлежит делать очень тщательно, так как затем ссылки, сопровождающие выписки, переносятся в текст и превращаются в постраничные сноски исследования, а сами выписанные фрагменты изученных трудов могут быть приведены как цитаты, иллюстрирующие или подтверждающие какое-либо положение работы (правила цитирования см. ниже в п. 2.3).

Следует помнить, что чем шире круг привлекаемых источников и литературы, чем полнее учтены новейшие публикации по тематике работы, тем выше будут ее уровень, основательность и, соответственно, оценка. Не нужно только при этом забывать об отборе, отделении действительно важных и солидных исследований от работ второстепенных, научно-популярных или не имеющих прямого отношения к теме.

[7] Эти выписки можно делать на отдельных карточках, снабжая их сносками на соответствующие разделы текста. Впоследствии сноски могут быть перенесены в текст работы, а сами выписки — использоваться в качестве цитат, подтверждающих то или иное суждение автора.

[8] Соответствующие заметки можно с самого начала фиксировать в виде краткого комментария на оборотной стороне карточки с выписками, а затем, завершив проработку всех источников, дополнить этот комментарий указанием на параллельные места, расхождения или противоречия привлекаемых свидетельств.

[9] Как правило, Введение составляет одну пятую часть от общего объема работы. Целесообразно завершить оформление Введения уже после того, как закончена работа над основной частью сочинения.

[10] Например, в таком объекте изучения, как буржуазные реформы 1860–1870-х гг. в России, предметом исследования могут быть процессы разработки и принятия соответствующих проектов и решений, их законодательное оформление, способы проведения этих реформ в жизнь, общественно-политическая борьба вокруг них и т. п. Или, выбрав в качестве объекта изучения историю Греко-персидских войн, конкретным предметом исследования можно сделать и сами события этого периода, ход военных действий, дипломатические отношения, позиции отдельных греческих городов, состав армий воюющих сторон, военное искусство греков или персов, восприятия этих войн в последующих поколениях, и т. д.

[11] По сути дела, цель исследования — это тот главный вопрос, на который оно призвано ответить: реконструировать ход событий и процессов, выявить те или иные исторические изменения и их причины, изучить функционирование тех или иных социальных, политических институтов, охарактеризовать какой-либо исторический феномен, осветить деятельность отдельных людей, общественных групп и т. д.

[12] Если в работе используется иностранная литература, то она рассматривается либо вместе с отечественной историографией, либо отдельно. Последнее целесообразно делать в том случае, если в степени изученности, методологических подходах, концептуальных построениях, источниковой базе отечественных и зарубежных исследователей существуют существенные расхождения. В любом случае начинать историографический обзор следует с тех работ, которые имеют приоритет в обращении к изучаемой проблематике и внесли наиболее значительный вклад в ее разработку.

[13] В выпускных квалификационных работах анализ источников и историографии может быть выделен в отдельную главу исследования.

[14] Самое сложное и самое важное в данном разделе Введения — не сбиваться на простой, чисто декларативный перечень принципов, методов, концепций и школ. Каждая заявленная позиция должна основываться на хорошем знании тех или иных методологических направлений и подходов, находить отражение в содержании работы и служить реализации поставленных целей и задач.

[15] В частности, недопустимо использование разговорных выражений и слов-паразитов. Следует избегать употребления личных местоимений первого лица единственного числа: в академическом стиле обычно используются личные местоимения первого лица во множественном числе («нам кажется», «по нашему мнению», «мы полагаем» и т. п.).

Важно также научиться правильно строить фразу, используя придаточные предложения и деепричастные обороты, вводные слова. Следует избегать как слишком длинных и усложненных предложений, так и слишком простых, коротких и отрывочных. Необходимо стремиться прежде всего к ясности и четкости выражения мысли и повествовательных частей. В соответствии со смысловыми частями текст делится на абзацы. При переходе внутри текста от одного раздела к другом, от одной мысли, аргумента, суждения к последующим нужно обращать внимания на логические переходы, используя соответствующие лексические средства. Нельзя при этом упускать из виду общую логику изложения, «перепрыгивая» от одной мысли к другой или пускаясь в рассуждения, не относящиеся к делу; необходимо гармонично сочетать повествовательные и аналитические части, цитаты и отдельные иллюстрирующие примеры, разбор существующих точек зрения и собственные суждения.

В принципе, чтобы научиться хорошему научному слогу, при изучении научной литературы (в особенности работ признанных, авторитетных специалистов) следует обращать внимание на то, каким языком и стилем написаны статьи и монографии, какие литературные средства при этом используются, как строится аргументация, как ведется научная полемика, как формулируются выводы, какие элементы изложения выносятся в примечания.

[16] Если внутри цитируемого текста есть слова или предложения, заключаемые в кавычки, то при компьютерном наборе для основной цитаты используется один вид кавычек, а внутри нее — другой: соответственно «…» и “…” или “…” и ‘…’.

[17] ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82; введ. 2004–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – III, 47 с.;

ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. – Введ. 2001–07–01. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Изд-во стандартов, cop. 2001. – III, 7 с.;

ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 01.07.2002. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – III, 23 с.;

ГОСТ 7.12.–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. – Взамен 7.12–77; введ. 01.07.95. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 62 с.;

ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.- Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001 (в ред. Изменения № 1 от 01.12.2005).

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Введ. 2009-01-01 // Федер. агентство по техн. регулированию и мониторингу: сайт. – М., 2008.

[18] На клавиатуре ноутбука одновременно нажимаются клавиши Ctrl, Fn, ж.

[19] Чтобы эти сокращения и знаки при переходе со строки на строку не отрывались от цифр, лучше использовать так называемый неразрывный пробел, который вставляется путем одновременного нажатия клавиш Shift, Ctrl и клавиши пробела.

[20] Используется опция редактора Word «Вставка–Номера страниц»).

[21] Для остальных видов источников могут быть также использованы другие способы их группировки: по алфавиту фамилий авторов (например, мемуары); по тематике (например, сборники документов), по видам изданий, по характеру содержания и др. При большом видовом разнообразии источников можно использовать смешанную схему систематизации, например, сначала по видам, а внутри вида по одному из названных способов: по алфавиту, по хронологии, тематике и т. п. В отдельных случаях возможно также расположение всех источников по хронологическому принципу. В целом, порядок расположения изданий источников в Списке определяется в зависимости от цели и задач курсовой или выпускной квалификационной работы.

[22] Названия прочих городов и населенных пунктов, как правило, приводятся без сокращений.

[23] Отточие в данном случае означает, что данное издание еще не завершено и продолжают выходить его следующие тома.

[24] Регламентируется также специальными нормативно-правовыми документами о деятельности ГАК.

[25] Данный формуляр заполняется преподавателем при проверке работы в двух экземплярах, один из которых после выставления оценки выдается студенту, а второй хранится на кафедре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: