Под общей редакцией А.В. Махлаюка
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского
603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Подписано в печать ………. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. ……. Уч.-изд.л. ……..
Заказ № …….. Тираж 300 экз.
Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета
им. Н.И. Лобачевского
603600, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37
Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01
[1] В соответствие со сложившейся в ННГУ практикой, научными руководителями курсовых и выпускных квалификационных сочинений могут выступать кандидаты и доктора наук — старшие преподаватели, доценты и профессора кафедр (центров) специализации. В исключительных случаях научное руководство рассматриваемыми работами может быть поручено иным опытным преподавателям кафедры (центра) специализации (в частности, ассистентам), не обладающим степенью кандидата или доктора наук. Вопросы, связанные с коллективным (совместным) руководством курсовыми и выпускными квалификационными работами (в том числе, вопрос о привлечении в качестве со-руководителя(-ей) представителей сторонних организаций), должны решаться строго на заседании кафедры (центра) в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами и своевременно оформляться в рамках соответствующей документации.
|
|
[2] В целях комплексного, наглядного и максимально аргументированного обоснования выставляемой студенту оценки научный руководитель может использовать специальный формуляр, содержащий развернутый перечень параметров работы, каждый из которых оценивается определенным количеством баллов (см. Приложение 3).
[3] Следует помнить, что качественное выполнение курсовой работы предполагает освоение большого объема материала, подбор и скрупулезное изучение многочисленных источников и научных трудов, приобретение обширных знаний и эрудиции как в рамках избранной темы, так и в смежных областях, постоянные размышления и напряженные поиски точных формулировок, тщательную литературно-стилистическую обработку и техническое оформления текста. Ни одна из этих задач не может быть успешно решена в течение одного–двух месяцев, без настойчивой регулярной работы на протяжении всего учебного года. Стоит также отметить, что работа над курсовым сочинением может и должна, по мере возможности, увязываться с другими формами учебной деятельности, в частности, с теми докладами и сообщениями, которые студенты готовят на практических занятиях и в спецсеминарах (а у студентов заочного отделения — с подготовкой контрольных работ). Наиболее значимые и интересные результаты учебно-исследовательской работы, по рекомендации научных руководителей, следует апробировать в выступлениях на студенческих научных конференциях, а также на научных мероприятиях более высокого уровня или в публикациях статей или тезисов докладов. Лучшие учебно-исследовательские сочинения по решению кафедры (центра) специализации представляются для участия в конкурсах студенческих научных работ.
|
|
[4] 1 печатный лист составляет 40 000 печатных знаков, включая пробелы между словами.
[5] Совершенно недопустимым, в данной связи, является представление в качестве учебно-исследовательской работы текста, полностью или частично заимствованного из сети Интернет. Такой текст не принимается к проверке.
[6] В условиях, когда практически по любой теме существует немалое число публикаций и все время выходят новые исследования, важно осуществлять постоянный самостоятельный поиск литературы по теме, обращаясь к библиографическим указателям, библиотечным каталогам, Интернету, следить за научной периодикой (где публикуются рецензии и оборы), а также обращать внимание на ссылки и списки источников и литературы в изучаемых работах. В процессе изучения литературы необходимо делать выписки (конспект) по теме и параллельно анализировать прочитанное. Конспектируя изучаемую литературу, следует указывать фамилию и инициалы автора(ов), название работы (без кавычек), место и год издания и обязательно номер страницы, откуда выписан текст. Для статей кроме того следует указать названия журнала или сборника, год его издания, том или номер и страницы. Эту кропотливую, но крайне необходимую работу надлежит делать очень тщательно, так как затем ссылки, сопровождающие выписки, переносятся в текст и превращаются в постраничные сноски исследования, а сами выписанные фрагменты изученных трудов могут быть приведены как цитаты, иллюстрирующие или подтверждающие какое-либо положение работы (правила цитирования см. ниже в п. 2.3).
Следует помнить, что чем шире круг привлекаемых источников и литературы, чем полнее учтены новейшие публикации по тематике работы, тем выше будут ее уровень, основательность и, соответственно, оценка. Не нужно только при этом забывать об отборе, отделении действительно важных и солидных исследований от работ второстепенных, научно-популярных или не имеющих прямого отношения к теме.
[7] Эти выписки можно делать на отдельных карточках, снабжая их сносками на соответствующие разделы текста. Впоследствии сноски могут быть перенесены в текст работы, а сами выписки — использоваться в качестве цитат, подтверждающих то или иное суждение автора.
[8] Соответствующие заметки можно с самого начала фиксировать в виде краткого комментария на оборотной стороне карточки с выписками, а затем, завершив проработку всех источников, дополнить этот комментарий указанием на параллельные места, расхождения или противоречия привлекаемых свидетельств.
[9] Как правило, Введение составляет одну пятую часть от общего объема работы. Целесообразно завершить оформление Введения уже после того, как закончена работа над основной частью сочинения.
[10] Например, в таком объекте изучения, как буржуазные реформы 1860–1870-х гг. в России, предметом исследования могут быть процессы разработки и принятия соответствующих проектов и решений, их законодательное оформление, способы проведения этих реформ в жизнь, общественно-политическая борьба вокруг них и т. п. Или, выбрав в качестве объекта изучения историю Греко-персидских войн, конкретным предметом исследования можно сделать и сами события этого периода, ход военных действий, дипломатические отношения, позиции отдельных греческих городов, состав армий воюющих сторон, военное искусство греков или персов, восприятия этих войн в последующих поколениях, и т. д.
|
|
[11] По сути дела, цель исследования — это тот главный вопрос, на который оно призвано ответить: реконструировать ход событий и процессов, выявить те или иные исторические изменения и их причины, изучить функционирование тех или иных социальных, политических институтов, охарактеризовать какой-либо исторический феномен, осветить деятельность отдельных людей, общественных групп и т. д.
[12] Если в работе используется иностранная литература, то она рассматривается либо вместе с отечественной историографией, либо отдельно. Последнее целесообразно делать в том случае, если в степени изученности, методологических подходах, концептуальных построениях, источниковой базе отечественных и зарубежных исследователей существуют существенные расхождения. В любом случае начинать историографический обзор следует с тех работ, которые имеют приоритет в обращении к изучаемой проблематике и внесли наиболее значительный вклад в ее разработку.
[13] В выпускных квалификационных работах анализ источников и историографии может быть выделен в отдельную главу исследования.
[14] Самое сложное и самое важное в данном разделе Введения — не сбиваться на простой, чисто декларативный перечень принципов, методов, концепций и школ. Каждая заявленная позиция должна основываться на хорошем знании тех или иных методологических направлений и подходов, находить отражение в содержании работы и служить реализации поставленных целей и задач.
[15] В частности, недопустимо использование разговорных выражений и слов-паразитов. Следует избегать употребления личных местоимений первого лица единственного числа: в академическом стиле обычно используются личные местоимения первого лица во множественном числе («нам кажется», «по нашему мнению», «мы полагаем» и т. п.).
Важно также научиться правильно строить фразу, используя придаточные предложения и деепричастные обороты, вводные слова. Следует избегать как слишком длинных и усложненных предложений, так и слишком простых, коротких и отрывочных. Необходимо стремиться прежде всего к ясности и четкости выражения мысли и повествовательных частей. В соответствии со смысловыми частями текст делится на абзацы. При переходе внутри текста от одного раздела к другом, от одной мысли, аргумента, суждения к последующим нужно обращать внимания на логические переходы, используя соответствующие лексические средства. Нельзя при этом упускать из виду общую логику изложения, «перепрыгивая» от одной мысли к другой или пускаясь в рассуждения, не относящиеся к делу; необходимо гармонично сочетать повествовательные и аналитические части, цитаты и отдельные иллюстрирующие примеры, разбор существующих точек зрения и собственные суждения.
|
|
В принципе, чтобы научиться хорошему научному слогу, при изучении научной литературы (в особенности работ признанных, авторитетных специалистов) следует обращать внимание на то, каким языком и стилем написаны статьи и монографии, какие литературные средства при этом используются, как строится аргументация, как ведется научная полемика, как формулируются выводы, какие элементы изложения выносятся в примечания.
[16] Если внутри цитируемого текста есть слова или предложения, заключаемые в кавычки, то при компьютерном наборе для основной цитаты используется один вид кавычек, а внутри нее — другой: соответственно «…» и “…” или “…” и ‘…’.
[17] ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82; введ. 2004–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – III, 47 с.;
ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. – Введ. 2001–07–01. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Изд-во стандартов, cop. 2001. – III, 7 с.;
ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 01.07.2002. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – III, 23 с.;
ГОСТ 7.12.–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. – Взамен 7.12–77; введ. 01.07.95. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 62 с.;
ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.- Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001 (в ред. Изменения № 1 от 01.12.2005).
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Введ. 2009-01-01 // Федер. агентство по техн. регулированию и мониторингу: сайт. – М., 2008.
[18] На клавиатуре ноутбука одновременно нажимаются клавиши Ctrl, Fn, ж.
[19] Чтобы эти сокращения и знаки при переходе со строки на строку не отрывались от цифр, лучше использовать так называемый неразрывный пробел, который вставляется путем одновременного нажатия клавиш Shift, Ctrl и клавиши пробела.
[20] Используется опция редактора Word «Вставка–Номера страниц»).
[21] Для остальных видов источников могут быть также использованы другие способы их группировки: по алфавиту фамилий авторов (например, мемуары); по тематике (например, сборники документов), по видам изданий, по характеру содержания и др. При большом видовом разнообразии источников можно использовать смешанную схему систематизации, например, сначала по видам, а внутри вида по одному из названных способов: по алфавиту, по хронологии, тематике и т. п. В отдельных случаях возможно также расположение всех источников по хронологическому принципу. В целом, порядок расположения изданий источников в Списке определяется в зависимости от цели и задач курсовой или выпускной квалификационной работы.
[22] Названия прочих городов и населенных пунктов, как правило, приводятся без сокращений.
[23] Отточие в данном случае означает, что данное издание еще не завершено и продолжают выходить его следующие тома.
[24] Регламентируется также специальными нормативно-правовыми документами о деятельности ГАК.
[25] Данный формуляр заполняется преподавателем при проверке работы в двух экземплярах, один из которых после выставления оценки выдается студенту, а второй хранится на кафедре.