Психосоматика младенчества

Психоанализ рассматривал психосоматику детей через анализ взрослых пациентов, путем реконструкции их прошлого в процессе лечения. Однако, начиная с Р. Шпица, психоаналитики предпочитали наблюдать за младенцами непосредственно.

Анализ взрослых больных показал, что эти люди неспособны интегрировать психическую травму путем ментальной переработки. Лишенные возможности быть переработанными через психику бессознательные импульсы идут через телесные органы, т.е. тело – мишень, по которой бьют плохо контролируемые эмоции.

Соматическая дезорганизация может происходить под влиянием травм, перегрузок. Психически это выражается в эссенциальной депрессии. Человек эмоционально «мертв», лишен эмоций, фантазии. Это указывает на его движение к смерти.

Итак: первые представления, запечатленные в психике – чувственные и двигательные представления. Их богатство и качество зависит от материнской функции. Эта функция важна также и для приобретения вербальных представлений. Один из наиболее совершенных аспектов – это способность угадывать чувства других людей. Это приобретается в возрасте 3-4 лет. Отсутствие этих представлений формирует алекситимию.

У детей наиболее уязвимы структуры:

1. Поведенческая. Деятельность становится бедной, монотонной, формальной, лишенной воображения (клишированные рисунки, нет сновидений).

2. Дисфункции нервной системы из-за ее плохой организации, неустойчивости, неупорядоченности, ригидности.

Патогенные взаимодействия как фактор риска психосоматического расстройства. (по Р. Шпицу)

1. Хроническая недостаточность привязанности. Из-за нехватки либидо, заботы о ребенке и его стимулирования ведет к эмоциональной бедности. Предпосылки: прерывистость отношений, повторяющиеся разлуки, плохой присмотр, неоправданные госпитализации или формальная связь с матерью.

2. Перевозбуждение и сверхстимуляция. Избыточный заряд возбуждения может проявляться коликами, нарушениями сна, спастическим плачем. Ситуации, которые могут служить ориентирами для психосоматической патологии.

2.1 Непрерывное возбуждение, избирательно направленно на одну их функциональных сфер: питание, туалет. Как следствие возникают анорексия, запор и т.п.

2.2. Материнская гиперопека с отстранением отца. Порождает симбиотическую связь, препятствует отделению ребенка, его индивидуализации. Развивается, например, астма.

2.3. Качественная и временная непоследовательность и рассогласованность отношений. Прерывистость отношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: