Натуральное хозяйство:
Эта форма организации хоз-ва преобладала в ранних экономических системах. Как уклад она сохраняется и в современных системах. Основные черты:
a) примитивная, рутинная техника и низкий уровень развития производительных сил
b) различные формы личной зависимости производителей
c) замкнутый характер пр-ва, слабые экономические связи между субъектами
d) продукты труда имели натуральную форму, отсутствовала смена форм стоимости (т.к. они предназначались в основном для собственного потребления)
e) слабое разделение труда, отсутствие специализации и универсальный характер трудовой деятельности
Товарное пр-во - это такая организация хоз-ва, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причём каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа на рынке
Характеризуется:
a) частная собственность на средства пр-ва
b) экономическое обособление и специализация производителей
|
|
c) личная свобода производителей
d) движение продукта труда сопровождается сменой форм собственности (Т-Д-Т), т.е. продукт не для себя, а для продажи
Непосредственно-общественное пр-во:
Эта форма хозяйствования еще не сложилась. Определенные черты ее имеются в промышленно-развитых странах. Для нее характерно:
a) экономическая основа – интегрированная собственность с преимущественным развитием общенародной
b) общенародная кооперация труда
c) высокий уровень развития производительных сил, основанных на автоматизированной системе машин
d) высокая социальная защищенность населения, цель общ-ва не продукт, а развитие самого человека, его способностей как личности
e) продукты труда составляют общенародный фонд, из которого каждый получает по потребностям
f) общественно-полезная деят-ть не жесткая необходимость, а естественная потребность людей
32.Товар и его свойства. Двойственный характер труда. Величина стоимости товара.
• Товар-это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.
• Двойственный характер товараВ процессе труда создаются потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство вытекает из того, что труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд.
• Центральной категорией товарного производства является товар.Прежде всего товар нельзя отождествлять с благами, которые выступают как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых, не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства бόльшая часть благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом труда – это не товар.
В-третьих, если блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны – это тоже не товар. В-четвертых, когда благо создано для потребления внутри хозяйства, а не для обмена – оно также не является товаром. Таким образом, товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.
|
|
• Не являются тождественными также понятия «продукт» и «товар». Продукт – это вещественный (материальный) или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея и т. д.). От продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок. Значит, товар – продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а для обмена на другие продукты. Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты).
• Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение категорий «ценность», «стоимость», «полезность».
• Первоначально (в частности, в трудах русских ученых конца XIX века, а также в первые послереволюционные годы) немецкое слово «der Wert» обычно переводилось как «ценность». В переводах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо этого термина стали использовать «стоимость». Подобное разграничение было обусловлено тем, что стоимость стала увязываться с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при таком подходе как бы исключалась из рассмотрения. К товару и его свойствам каждая научная школа подходила со своей методологией. В историческом плане можно выделить два альтернативных подхода к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости и с позиции теории предельной полезности (иначе – не-трудовой теории стоимости). В процессе труда создаются потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство вытекает из того, что труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд. Открытие и анализ двойственного характера труда – главный вклад К. Маркса в трудовую теорию стоимости.
• Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т. д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от другого товаропроизводителя.
• Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена. Если стоимость представляет собой овеществленный в товаре труд, то ее величину можно определить количеством труда, общественно необходимого для его производства.
• Очевидно, что величина стоимости измеряется рабочим временем. Однако разные товаропроизводители могут затрачивать на производство одного и того же товара разное время и разное количество труда. Это зависит от искусства работника, от совершенства средств труда, уровня производительности труда. Следовательно, мерой стоимости является не всякий труд, а только общественно необходимый. Соответственно, величина стоимости определяется общественно необходимым рабочим временем.