Источники римского права

Источники РЧП будут рассмотрены в порядке их хронологического появления.

Исторически первым источником права как и любом раннеклассовом обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и типичная в повседневном социальном поведении норма, которой придерживается общество. Это некий общественный стандарт, который передаётся из поколения в поколение, нередко сливающийся с религиозными нормами. По содержанию обычаи представляли собой нормы морали, а значит, являлись первоначальными представлениями общества о плохом и хорошем, добром и злом, и нарушение обычных норм влекло за собой меры общественного воздействия. Примером обычая могут считаться обычай кровной мести, принцип Талиона (воздаяние равным за равное).

Обычай как древнейшая форма образования римского права включал в себя:

- Обычаи предков;

- Обычная практика (обычаи, сложившиеся в толковательной практике жрецов);

- Обычаи, сложившиеся в практической деятельности магистратов.

Обычные нормы не закрепляются в письменной форме, передаются из поколение в поколение, преемственность обычаев осуществлялась с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено хранение заветов предков. Но именно в обычаях была заложена идея доброго и справедливого, что в дальнейшем предопределило понятие права как "искусства о добром и справедливом", и вот почему нормы обычного права в дальнейшем были письменно закреплены и интерпретированы в законах.

По мере расширения границ и укрепления римского государства, роста товарно-денежных отношений обычное право перестаёт удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу закону. Закон – это первый письменный источник римского права, принятый народным собранием.

Гай говорил: "Закон – это то, что народ повелел и постановил". Эта формула отражает сущность закона – это только тот источник права, который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон, принятый единолично или с нарушением процедуры его принятия, юридической силы не имеет.

Изначально закон и обычное право сосуществовали вместе, но постепенно закон вытеснил обычай и в период республики был основным источником права.

Эдикты магистратов (от лат. dico – "говорю") – это нормативные акты, принимаемые магистратом при вступлении в должность и содержащие программу действий в период осуществления им своих должностных обязанностей. Эдикты магистратов являлись источником преторского права периода республики. Изначально они составлялись в устной форме, а затем – в письменной. Эдикты магистратов назывались "годичными", поскольку срок действия преторских полномочий – 1 год, и при вступлении в должность оглашался магистратом. Именно с помощью преторских эдиктов и создавалось преторское право, в рамках которого претор мог предоставить защиту тому лицу, которое по цивильному праву не было защищено, тем самым эдикты магистратов являлись весьма гибким источником права, заполняя пробелы в праве, исправляя и дополняя цивильное право. Эдикт был обязателен для претора, его издавшего, но не обязателен для последующего претора. Новый претор мог включить в свой эдикт так называемую "переходящую часть" – наиболее устойчивую и повторяющую из эдикта в эдикт часть, которая в силу повторения уже стала общеобязательным правилом поведения, традицией.

Сенатусконсульты – это нормативные акты, издаваемые Сенатом и представляющие собой речь императора, произносимую в Сенате. Сенатусконсульты являлись основным источником права в период принципата, когда власть императора была ограничена, но при этом Сенат не имел полных законотворческих полномочий, как говорили римские юристы – "Сенат полагает, советует и рекомендует", т.е. можно говорить лишь о совещательных полномочиях Сената. Вот почему по сути сенатусконсульты являли собой императорскую волю, формально облечённую в законы, издаваемые Сенатом.

Конституции императоров приобрели актуальное значение в период домината, когда императоры приобрели неограниченную власть. Конституции императоров хотя и не являлись законом, но имели силу таковых (римские юристы говорили: "То, что угодно принцепсу, имеет силу закона"). Выделяли следующие виды императорских конституций:

- Эдикты – распоряжения общего характера, обращённые к народу (в отличие от эдиктов магистратов, эдикты императоров были обязательны для всего населения).

- Декреты – решения по судебным делам, рассмотренные императором в качестве высшей инстанции.

- Рескрипты – ответы на поступающие к императору вопросы и ходатайства частного характера;

- Мандаты – инструкции чиновниками представителям императорской власти в провинциях по административным вопросам.

Деятельность юристов – это уникальный и своеобразный источник римского права, благодаря которому римское право пережило свою эпоху.

В древнейшую эпоху знатоками права были понтифики, присвоившие себе исключительное право толкования законов. С течением времени право приобретает светский характер, и его созданием и толкованием занимаются профессионалы-юристы. Основной целью деятельности юристов было применение законов, их толкование, редактирование формальных актов. Таким образом, за юристами признавали правотворческие функции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: