Введение. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим

Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Содержание ценностных ориентаций личности обусловливает ее направленность.

Исследованием ценностных ориентаций и их роли в регуляции поведения занимались многие отечественные психологи - В.А. Ядов, М.И. Бобнева, Б.С. Круглов, Е.В. Шорохова, И.В. Дубровина и другие. Четкий подход к проблеме обозначили М.И. Бобнева и Е.В. Шорохова: "Основная линия психологического исследования заключается в раскрытии внутренних психических условий, опосредствующих психологический эффект внешних воздействий на субъект и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельности. В качестве таких условий могут выступать ценностные ориентации." (14,с.16.)

Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, в исследовании ценностных ориентаций рано ставить точку.

К примеру, нет однозначного подхода к взаимосвязи между различными уровнями регуляции поведения, мало исследован сам регулятивный акт. В настоящей работе мы рассмотрим ряд позиций разных авторов, касающихся этой проблемы, и постараемся их проанализировать.

Актуальность данной проблемы не представляет сомнений. В настоящее время, когда наше общество переживает кризис, прежде всего морально-нравственный, она важна как никогда. От родителей и педагогов зависит, каким вырастет подрастающее поколение. Именно поэтому так необходимо знать особенности формирования ценностных ориентаций старших школьников как механизм регуляции поведения.

В отечественной психологии считается, что именно в период между старшим подростковым возрастом и началом юношеского начинают формироваться ценностные ориентации (об этом свидетельствует наличие главного условия их формирования - достаточно высокого уровня рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения в этом возрасте), т.е. в 14 - 16 лет. Этот возраст сенситивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности; он определяется как период закрепления основных психических структур личности и завершения формирования высших психических функций, что открывает перед воспитателями возможность целенаправленного воздействия на учащихся.

Исходя из обозначенной проблемы и актуальности мы сформулировали объект, предмет и цели исследования.

Объект исследования: ценностная сфера личности

Предмет исследования: ценностные ориентации и их динамические проявления.

Цели исследования: выявить динамику ценностных ориентаций у школьников старших классов

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические позиции и мнения относительно основных понятий темы;

2. Проанализировать в научных источниках закономерности структуры, развития и функционирования ценностной сферы личности

3. Зафиксировать в точки зрения относительно особенностей проявления ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

4. Эмпирическим путем определить структуру и иерархию ценностных ориентаций учеников старших классов (9, 10, 11 классы);

5. Выявить отличия ценностных ориентации у юношей и девушек.

6. Сделать сравнительный анализ особенностей ценностной сферы по возрастным группам учеников и определить динамические различия в ценностных ориентациях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: