Государственный бюджет – это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.
Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к примеру, средства, получаемые от сдачи в аренду государственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей и пр.;
|
|
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета являются налоги. В РФ они составляют около 80% доходов бюджета.
Под налогом, согласно определению Налогового кодекса РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, когда расходы равняются доходам.
Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета.Профицитявляется следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению “перегрева” экономики.
Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами.
В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.
Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
|
|
Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.
Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.
Применявшиеся в России источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся:
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;
• кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи государственного имущества (приватизации);
• остатки по государственным запасам и резервам;
• профициты прошлых лет.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита включают:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг представляет собой задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. Государственный долг – это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), а также принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц или обязательств третьих лиц.
Под обслуживанием государственного долгапонимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Внешний долг составляют долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями, выраженные в иностранной валюте. Внутренний долг – это долговые обязательства, выраженные в национальной валюте.
Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:
ü существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
ü вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
ü увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
ü перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.