double arrow

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита

Государственный бюджет это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к примеру, средства, получаемые от сдачи в аренду государственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей и пр.;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета являются налоги. В РФ они составляют около 80% доходов бюджета.

Под налогом, согласно определению Налогового кодекса РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, когда расходы равняются доходам.

Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета.Профицитявляется следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению “перегрева” экономики.

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.

Применявшиеся в России источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

• кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

• поступления от продажи государственного имущества (приватизации);

• остатки по государственным запасам и резервам;

• профициты прошлых лет.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита включают:

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;

• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг представляет собой задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. Государственный долг – это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), а также принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц или обязательств третьих лиц.

Под обслуживанием государственного долгапонимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Внешний долг составляют долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями, выраженные в иностранной валюте. Внутренний долг – это долговые обязательства, выраженные в национальной валюте.

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

ü существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

ü вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

ü увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

ü перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: