Методы сбора аудиторских доказательств и требования, предъявляемые к ним при проведении налогового аудита

На первом этапе аудита необходимо оценить правомерность применения законодательных норм при заключении договоров, так как из сделок налогоплательщика, совершаемых на основа­нии договора, возникает большинство объектов налогообложе­ния и, как следствие, большинство спорных ситуаций. Особое внимание при этом следует уделить рассмотрению отдельных элементов договора.

Согласно правилу (стандарту) № 5 "Аудиторские дока­зательства" при проведении налогового аудита аудиторская организация должна получить достаточные доказательства для объективного выражения своего мнения относительно достовер­ности начисления и уплаты налогов.

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки. К ним относятся первичные документы, налоговые регистры, налоговые декларации, бухгал­терские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтер­ской) и налоговой отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Аудиторские доказательства получают в результате про­ведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и не­обходимых процедур проверки по существу.

Тесты средств контроля означают действия, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении аудируемого лица и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью по­лучения аудиторских доказательств существенных искажений в налоговой отчетности.

Достаточность аудиторских доказательств представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. При формировании аудиторского мнения относительно правильности исчисления и уплаты налогов аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции аудируемого лица, поскольку выводы могут основываться на суждениях или процедурах, проведенных выборочным способом.

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их представления (письменной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходят из следующего:

- аудиторские доказательства, полученные из внешних ис­точников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;

- аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бух­галтерского учета и внутреннего контроля являются эффек­тивными;

- аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;

- аудиторские доказательства в форме документов и пись­менных заявлений более надежны, чем заявления, представлен­ные в устной форме.

Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным со­держанием и при этом не противоречат друг другу.

Аудитор должен сопоставлять расходы, связанные с полу­чением аудиторских доказательств, и полезность получаемой при этом информации.

Аудит налоговых расчетов проводят следующими методами и приемами:

- инспектирование;

- наблюдение;

- запрос;

- подтверждение;

- пересчет;

- аналитические процедуры и др.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов и материальных активов, в ходе которой аудитор получает аудиторские доказательства различной степени на­дежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Наблюдение - отслеживание аудитором процесса или про­цедуры, выполняемой другими лицами, по которым не остается документальных свидетельств для аудита.

Запрос - поиск информации у осведомленных лиц в преде­лах и за пределами аудируемого лица. По форме запрос может быть как официальным письменным, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об ин­формации, содержащейся в бухгалтерских записях.

Пересчет — проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполне­ние аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей аудируе­мого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление ошибок и искажений.

При проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюд­жетными фондами на предприятии основными приемами также являются сопоставление и оценка.

Сопоставление позволяет определить отклонения действи­тельного состояния объектов от норм и нормативов, прогнозных показателей.

Приемы, связанные с оценкой прошлого, настоящего и бу­дущего состояния объектов, являются логическим завершением процесса сопоставления. Целью всех аудиторских операций в сфере экономики является оценка, т.е., правильное восприятие существенных сторон процессов — объектов аудиторского изу­чения.

Аудиторские процедуры могут использоваться для установ­ления надежности системы внутреннего контроля и для выявле­ния областей учета, в которых ошибки наиболее вероятны. В соответствии с этим аудиторские процедуры можно подразделить на процедуры на соответствие и процедуры по существу. Одна и та же процедура в зависимости от цели ее применения может быть и процедурой на соответствие, и процедурой по существу. Например, аудитор сплошным или выборочным методом про­веряет счета-фактуры на предмет наличия в них обязательных реквизитов. Если его цель — установить надежность системы внутреннего контроля, — это документальная процедура на со­ответствие. Если его цель — выявить суммы НДС, необоснованно предъявленные к вычету, — это процедура по существу.

Самый распространенный метод документальной проверки организации (ввиду отсутствия достаточного количества време­ни для осуществления полной проверки) — выборочный аудит. Результат проверки выбранной части распространяют на всю совокупность документов для определения ожидаемой ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: