В рыночной стратегии предприятия

Прибыль - превышение дохода (выручки) от продажи товаров и ус­луг над издержками производства. Общий подход к увеличению прибыли:

ПРИБЫЛЬ Т = ДОХОД - ИЗДЕРЖКИ

Валовая прибыль - разница между совокупными доходами и издерж­ками (расходами) предприятия.

Чистая (или балансовая) прибыль - прибыль после уплаты налогов.

Максимум одного вида прибыли (из названных) соответствует мак­симуму другого вида прибыли, поэтому будем говорить просто о максими­зации прибыли.

Перед любой фирмой всегда стоит вопрос: какой объем продукции производить и, соответственно, предлагать на рынке?

Существует два метода оптимизации деятельности фирмы в кратко­срочном периоде.

Первый метод - сопоставление валового дохода с валовыми издержками


Рис. 9.4 Случай максимизации прибыли: TR - валовой доход (Total Revenue), TR = PQ; An В — точки критического объема

тельную прибыль), равные ее постоянным издержкам. Из графика (рис. 9.4) следует, что, если даже нет уровня производства с положительной прибылью, фирма может и должна производить продукцию, если убытки меньше FC.


Таким образом, в краткосрочном периоде следует осуществлять про­изводство, если фирма может получить или прибыль; или убыток, который меньше, чем FC.

Сколько производить?

Необходим такой объем производства, чтобы максимизировать при­быль (см. рис. 9.4, где отрезок CD - максимальная прибыль при оптималь­ном объеме производства Qo) или минимизировать убытки (см. рис. 9.5).

На рис. 9.5 представлен случай минимизации убытков, когда убы­ток AB<FC.

Рис. 9.5 Случай минимизации убытков (убыток АВ < FC) На рис. 9.6 представлен случай закрытия фирмы.

Рис. 9.6 Случай закрытия фирмы (FC < убыток АВ)

Второй метод оптимизации деятельности фирмы - сопоставление предельного дохода (MR) с предельными издержками (МО). MR = ATR I AQ при AQ ~ 1.

Оптимальное состояние достигается при MR — МС. В частном случае для конкурентной фирмы MR = Р, тогда оптимум достигается при Р = МС и объеме производства Q\ (рис. 9.7).


Рис. 9.7 Оптимизация объемов производства в краткосрочном периоде

Увеличение МС с ростом Q происходит из-за закона убывающей от­дачи в краткосрочном периоде (закон убывающей доходности фактора).

Для определения размеров оптимального выпуска монополист ис­пользует тот же критерий, что и совершенный конкурент, ориентируясь на равенство предельного дохода и предельных издержек. При условия этого равенства достигается максимальный размер прибыли (рис. 9.8).

Рис. 9.8 Оптимальный выпуск продукции для монополии {MR = МС)

Оптимальный выпуск продукции для монополии определяется про­екцией точки пересечения кривых предельного дохода и предельных из­держек (точка Н). Qm - выпуск продукции, максимизирующий прибыль монополии; Рт цена, которую назначает монополист.

Более подробно рассмотрим рис. 9.9, который составлен по рис. 9.3.

Предложение фирмы соответствует верхней части линии МС (от точ­ки А пересечения этой линии с линией A VC). Действительно, в точке А цена Р] компенсирует только переменные издержки, что соответствует равенст­ву АВ = FC (рис. 9.4 и 9.5), т.е. это граница между закрытием фирмы и ми­нимизацией убытков.


Рис. 9.9 Точки минимума средних и предельных издержек

Для анализа положения фирмы важно сравнивать издержки АТС и цену товара Р.

Первое поле характеризуется низким уровнем цен (Р < Pi). При та-р ких ценах фирма не сможет даже возмещать свои переменные издержки, поэтому будет вынуждена прекратить свою деятельность.

Второе поле называется полем неустойчивого положения фирмы, где она может возместить только свои переменные издержки и стремится най­ти более эффективное альтернативное направление своей деятельности.

Третье поле является наиболее благоприятным для фирмы. Точка В соответствует наименьшему значению цены, при которой фирма может ра­ботать безубыточно. Если рыночная цена устанавливается выше точки В (рис. 9.3), то фирма начинает получать экономическую прибыль.

Мы рассмотрели способ максимизации прибыли за счет оптимально­го выбора объемов производства.

Другая возможность - сокращение издержек. Рассмотрим долгосроч­ный период, все факторы можно считать переменными. Экономия на мае-, штабах производства в долгосрочном периоде представлена спадающей частью кривой долгосрочных средних издержек LAC (Long Average Costs) на рис. 9.10. АТС]-АТС6 - линии средних издержек при разных размерах фирмы.

В соответствии с рис. 9.10 увеличением масштаба производства (раз­мера фирмы) можно снижать средние издержки и увеличивать прибыль.


Рис. 9.10 Переход от краткосрочного к долгосрочному периоду

Однако не следует думать, что значения издержек LAC будут во всех случаях уменьшаться при увеличении объемов производства Q. Для разных отраслей кривые издержек LAC представлены на рис. 9.11.

Рис. 9.11 Кривые LAC для разных отраслей

За счет увеличения масштаба производства могут экономить на из­держках (сокращать АС) только фирмы, для которых имеет место положи­тельный эффект масштаба производства (LACy на рис. 9.11).

Экономия издержек (сокращение АС) - один из источников прибыли, фактор повышения эффективности производства.

Для каждого предприятия любой отрасли экономия должна затронуть каждую из групп (статей) калькуляции затрат, ими определяются направ­ления экономии издержек:

- повышение производительности труда, оборудования;

- сокращение потерь;

- улучшение использования сырья и материалов, энергии, увеличение выхода конечной продукции, использование вторичных ресурсов и отходов;

- повышение технического уровня производства; улучшение организации, изменение объема и структуры производства продукции.

- Эффективность деятельности предприятия определяется следую­щим образом:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ = СТЕПЕНЬ ЭФФЕКТА = РЕЗУЛЬТАТ / ЗАТРАТЫ

Эффект - абсолютная величина, результат процесса производства.

Предприятие одновременно принимает краткосрочные производст­венные решения и планирует изменение факторов в долговременном пе­риоде с целью максимизации прибыли. Для этого необходим выбор наибо­лее эффективного варианта организации процесса производства, позво­ляющего применять меньшее количество факторов при одном и том же уровне выпуска готовой продукции.

Правило минимизации затрат - правило, согласно которому затраты заданного объема производства сводятся к минимуму, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт.

Условие равновесия производителя достигается тогда, когда он обес­печивает максимальный выпуск при заданном количестве располагаемого капитала.

Закон убывающей производительности заключается в том, что пре­дельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияю­щих на объем производства, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора в краткосрочном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: