Для принятия решений в различных ситуациях важно уяснить приемы, при помощи которых можно упростить картину окружающей среды. Это приходится делать осознанно или неосознанно для того, чтобы привести свое видение и понимание окружающей среды в соответствие со своими познавательными возможностями. Неверно было бы думать, что люди осознают все, что происходит вокруг них. Скорее они отбирают из всего, что их окружает и на них воздействует, лишь некоторое ограниченное и упрощенное множество элементов среды. Лица, принимающие решения, также не охватывают ситуацию во всей ее сложности. Они рассматривают ее в упрощенном виде, делающем эту ситуацию “интеллектуально постижимой”. Для такого упрощения могут оказаться полезными приведенные ниже приемы.
Обращение к “эмпирическому правилу”. Вместо детального анализа применяются условные упрощения, например “организации необходимо иметь запасы на 30 дней работы” или “надо ожидать, что вложения окупятся через три года”.
Обращение к системе категорий. С помощью системы теоретических или эмпирических понятий, заранее известных принимающему решение, ситуация относится к тому или иному классу, для которого уже известны соответствующие действия. Однако для данной конкретной ситуации может и не найтись класса, отражающего все ее основные существенные черты.
Пренебрежение малозначащими величинами. Упрощение может быть достигнуто ограничением рассматриваемых факторов, например, рассматриваются только наиболее измеряемые или наиболее “ощутимые”.
Приспособление к ближайшему горизонту планирования. Решения часто вызывают последствия, простирающиеся в далекое будущее, что может быть выявлено детальным анализом ситуации. Обычно чем к более отдаленному будущему относится событие, тем больше сопутствующая ему неопределенность; чем отдаленнее срок получения будущей экономии, тем менее охотно мы соглашаемся делать для этого затраты в настоящем. При принятии решений упрощение ситуации и задачи достигается путем использования сравнительно близкого горизонта планирования, когда развитие событий прослеживается лишь на ближайшее будущее, не далее некоторого фиксированного предела. Аналогичное упрощение может быть достигнуто и ограничением использования прошлого опыта лишь относительно недавними событиями.
Управленческие решения, принимаемые на основе ситуационного анализа, носят упреждающий характер, т.е. это решения по предотвращению критических ситуаций (с учетом их динамики); это меры по предотвращению критических ситуаций, а не по их ликвидации. Ситуационный анализ (СА) состоит из ряда этапов: подготовка; анализ информации и анализ ситуаций; разработка сценариев возможного развития ситуации и ее оценка по результатам экспертизы; подготовка комплексных материалов по результатам ситуационного анализа.
Архетипы и когнитивное моделирование.
Сравнительно небольшое число подобных между собой управленческих ситуаций представляют в обобщенном компактном виде. Такое представление специалисты часто называют системными архетипами. Системные архетипы помогают менеджерам удобно решать проблему структуризации, систематизации и накопления знаний и умений. Замечательные свойства архетипов заключаются не только в том, что они позволяют концентрировать сложный опыт совершенствования управления в ограниченном наборе структур и рекомендаций.
Системные архетипы позволяют менеджерам при разрешении проблемных ситуаций применять знания смежных дисциплин – психологии, когнитологии, математики, экологии, физики, антропологии, генетики, социологии - для формулирования закономерностей развития ситуаций, отражаемых архетипами в тех или иных обстоятельствах.
Фактор риска | Вид риска |
Масштаб | Глобальный и Локальный |
Сфера возникновения | Внешний и Внутренний |
Природа возникновения | Объективный и Субъективный |
Степень допустимости | Допустимый и Недопустимый |
Возможность страхования | Страхуемый и Нестрахуемый |
Возможность диверсификации | Систематический и Несистематический |
Длительность воздействия | Временный и Постоянный |
Архетип – это в переводе с греческого "начальный образ", формальный прообраз, идея. Человек не всегда находит объяснение различным архетипам. Особенно, если это относится к области психологии, управленческой этики. Иногда это ощущение чего-то знакомого, необратимого, обязательного: "Вот опять началось", "Щелк, зажужжало" [3] и др. Опыт работы накапливается, со временем закономерность осознается, формируется архетип ситуации, который впоследствии применяется на практике.
В условиях динамично изменяющейся рыночной обстановки архетипное видение проблем становится незаменимым средством менеджера для того, чтобы укладываться в отведенное для решения проблем время. Системные архетипы помогают адекватно перестраивать процессы восприятия проблем. Если иметь некоторый запас архетипов и удается их идентифицировать применительно к реальным жизненным ситуациям, повышается возможность оперативно оценивать внешнюю и внутреннюю обстановку и быстро находить хорошее решение.
Когнитивное моделирование рассматривается как компьютерное моделирование ментальных, познавательных процессов. Когнитивные модели обычно конструируются когнитивными психологами, имеющими дело с научным и эмпирическим изучением человеческого поведения [11].
Когнитивное моделирование использует много идей из искусственного интеллекта. Цель когнитивного моделирования - понять и построить модель человеческого ментального механизма, концептуально и с определенной степенью формализации представить процесс принятия управленческого решения.
Каждый менеджер в том или ином виде, в своей памяти или на бумаге для принятия управленческого решения строит схемы проблемных ситуаций. Часто эти схемы представляют либо таблицу с двумя графами: положительные и отрицательные факторы принятия того или иного решения. Более продвинутая методика работы с факторами – это известная методика SWOT-анализа [12]. Но наиболее интересный подход оперирования факторами учитывает взаимовлияния понятий, отражаемых этими факторами. Этот подход называется когнитивным моделированием. В процессе когнитивного моделирования строится когнитип ситуации. Он имеет хорошую компьютерную реализацию [13].
Например, когнитивное моделирование может быть применено к анализу и прогнозированию поведения потребительского рынка. Оно предусматривает последовательную структуризацию информации о происходящих на рынке процессах в соответствии со следующей схемой:
1. события, происходящие на потребительском рынке, связываются с определенными причинами, вызванными движением материальных, нематериальных и финансовых потоков;
2. каждый из выделенных потоков описывается соответствующей совокупностью переменных (факторов);
3. определяются взаимосвязи и взаимовлияния между факторами путем построения причинно-следственных цепочек, описывающих движение каждого потока.
Взаимовлияния факторов отображаются с помощью, так называемой, когнитивной карты. Она дает самое общее представление о взаимодействии рыночных процессов на потребительском рынке продукции (пищевой, строительной автомобильной и пр). Собственно, эта карта и представляет собой когнитип "потребительского рынка". В когнитипе могут быть выделены отдельные компоненты (блоки когнитипа).
Если менеджер организации опытный и умеет построить когнитип проблемной ситуации, организация получает существенные преимущества в бизнесе и управлении за счет того, что имеет возможность:
· использовать для разрешения проблем исходные данные из смежных областей знаний, даже тех, с которыми менеджер никогда не имел прежде дело;
· организовать автоматизированный мониторинг ситуации, следя не только за динамикой изменения отдельных факторов, но и за динамикой прогнозов своих решений;
· доверить решение некоторых сложных управленческих вопросов своим сотрудникам;
· ускорить принятие решений по очень сложным проблемам;
· обобщать знания коллективов экспертов и быстрее своих конкурентов накапливать ценный опыт менеджмента;
· стать лидером организации, сделав процесс принятия управленческих решений более понятным для ее сотрудников.