Методологические принципы. 1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле)

1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).

2. Непоколебимая приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.

3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Свой главный метод франкфуртцы назвали "имманентной критикой". В его основе лежат способы описания и оценки, восходящие к Марксу и Гегелю. Главный метод критической теории и науки – «имманентная критика», негативизм, берущие свое начало в философии Гегеля и молодого Маркса.

Задачи критической теории:

√ раскрытие природы общества;

√ преодоление разрыва субъекта и объекта;

√ фокусирование внимания на человеческой деятельности;

√ разоблачение традиционного социального познания для того, чтобы вернуться к истинной природе человека;

√ критическое отношение к миру данного, наличного, что позволит релятивизировать фактичность социального мира. Нужно не улучшать существующее, а критиковать его в целом: подвергать критической рефлексии категории «лучшего», «полезного», «целесообразного» как идеологически обусловленные.

Негативная диалектика Т. Адорно — особая установка исследователя на критическое осмысление диалектики: категории гегелевской диалектики переосмысляются с позиций общественно-экономической деятельности, приобретают политэкономическое и социологическое содержание.

Адорно Теодор Визенгрунд (Аdorno) (1903–1969) – немецкий социолог и социальный философ, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, сотрудник и впоследствии руководитель Франкфуртского института социальных исследований. Официально стал членом Института в 1938 году. В 1947 году выходит знаменитая «Диалектика просвещения», его первая большая работа, написанная совместно с М. Хоркхаймером. Продолжая тему «Диалектики просвещения», Адорно публикует работу «Философия новой музыки» (1949), представляющую собой критический социально-философский анализ современных ему западных музыкальных направлений. По его мнению, эта сфера также демонстрирует отчуждение человека в капиталистическом обществе. После окончания Второй мировой войны Адорно становится руководителем проекта «Авторитарная личность». Проект посвящен изучению источников авторитаризма и антисемитизма, осуществляемого в Западной Германии и США (1950), базой его являются крупные эмпирические исследования. Эти исследования имели необычайно широкий резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на их основе коллективная монография переведена почти на все европейские языки.

Т. Адорно – главный теоретик франкфуртцев в области культуры, особенно музыкальной, а также эстетики. Его анализ музыки вышел далеко за рамки критики ее идеологического содержания. С 1959 года Адорно становится содиректором Института социальных исследований во Франкфурте, в 1964 году избирается председателем Германского социологического общества. В этот период вышла широко известная работа «Негативная диалектика» (1966), где Адорно критически пересматривает традиционные понятия и категории диалектики, которые, по его мнению, являются выражением отчуждения теоретического сознания в условиях эксплуататорских обществ.

«Авторитарная личность» Т. Адорно (коллективная монография под его редакторством). Эмпирическое изучение репродуцирования авторитаризма. Работа написана на огромном эмпирическом материале. Основной тезис: обоснование связи между идеологией и структурой характера личности. Работа была посвящена исследованию фашизма. Составил шкалу показателей фашизма: суеверность, авторитарная агрессия, стереотипное мышление, властное мышление, деструктивность, преувеличенный интерес к сексуальности, авторитарная поклонность. Антисемитизм - система предрассудков. Данная шкала - обобщающий инструмент для выявления враждебных по отношению к другим национальностям предрассудков. Антисемитизм - субъективная потребность в авторитарных и бунтарских наклонностях, опеределяется не признаками объекта, а потребностями субъекта.

Основные работы

(1949): «Философия новой музыки»;

(1952): «О современном состоянии эмпирического социального исследования»;

(1956): «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях»;

(1957): «Социология и эмпирическое исследование»;

(1962): «Введение в музыковедение»;

(1966): «Негативная диалектика»;

(1969): «Позитивистское течение в немецкой социологии».

Маркузе Герберт (Marcuse) (1898–1979) – социолог и философ, интеллектуальный лидер «новых левых» в США и большей части Европы. Учился во Фрайбурге под руководством М. Хайдеггера. В 1933 году присоединился к Институту социальных исследований во Франкфурте, затем эмигрировал в США и с 1934 года жил в Нью-Йорке. Г. Маркузе внес ощутимый вклад в развитие критической теории. Долгие годы он преподавал в американских университетах, оказал значительное интеллектуальное влияние на политическую жизнь в США. Как и другие представители Франкфуртской школы, Маркузе занимался развитием идей психоанализа, обогащая его политико-экономическим содержанием, развивал тезис о том, что социальная структура отражена в структурах человеческого характера. Маркузе считал, что освобождение человека и общества возможно через свободный эротизм и развитие принципов свободной игры (инстинкта игры). Книга «Эрос и цивилизация» принесла философу славу радикального фрейдиста. В работе «Одномерный человек» развивались основные положения «Диалектики просвещения». Здесь Маркузе проанализировал понятие «ложного сознания» в массовом обществе. В целом можно сказать, что Маркузе развил марксистскую теорию общества, разработав культурные и эстетические темы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: