Тема 57. Метод интервью в социологическом исследовании

Интервьюирование как особая форма социологического опроса. Наиболее гибкий метод получения социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Функциональное отличие интервьюирования от анкетирования.

Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетного опроса, оно полностью опосредованно анкетой; анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении интервьюирования между социологом-интервьюером и респондентом складывается иного рода контакт. Интервьюер задает вопросы, поясняет непонятные формулировки, уточняет точку зрения респондента, организует интервью, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Т. о., интервью становится более чутким, креативным, гибким, что позволяет, получит максимум информации об изучаемом объекте исследования.

Возможности и ограничения интервьюирования.

Возможности:

1. Возможность получения более искренних ответов и более достоверной информации, в связи с тем, что ситуация интервью близка к обыденной беседе;

2. Возможность получения глубокой информации;

3. Возможность вести наблюдение за реакцией респондента.

4. Ситуация интервью близка к обыденному разговору

Общение интервьюера с респондентом, имеющее личностный характер, позволяет более полно реализовать познавательные задачи опросника.

Ограничения:

1. «Эффект влияния интервьюера»

2. Большие временные и материальные затраты: проведение интервью требует наличие штата специально обученных интервьюеров

3. Трудоемкость процесса подготовки интервьюеров.

4. Проблема - обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного и индивидуального интервью). Так как данный вид опроса предполагает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает особый подход к поиску респондентов и процедуре самого интервьюирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: