Гарантия анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).
Необходимые условия организации и проведения анкетирования, повышения качества получаемой информации. Условия организация и про ведения анкетирования зависят от анкетера. Именно анкетер обеспечивает оптимальные условия для проведения и наиболее добросовестного, искреннего заполнения анкет. На качество информации, полученной методом анкетирования, влияют следующие факторы:
- Факторы, связанные с личность респондента (уровень, образования, культура, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме, к человеку, или организации, проводящих опрос);
- Факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении анкеты и заканчивая мастерством работы анкетера);
- На результаты опроса оказывают влияние присутствие посторонних лиц, неудачно выбранное место и время, несоблюдение принципов анонимности.
|
|
Виды вопросов:
1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
3. вопросы - «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4. вопросы - «фильтры;
5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;
6. вопросы - «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да-нет»);
9. вопросы - «меню», т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
10. вопросы - «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
13. закрытые вопросы;
14. открытые вопросы;
15. полузакрытые.