Механизмы управления социальной сферой

Спонтанный механизм управления, опирающийся на случайные аспекты в функционировании социальной сферы. Воздействие на систему осуществляет через "усреднение" результатов, переплетение, перекрещивание и сталкивание различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов. Примером служит рынок, его конкурентные механизмы, соотношение спроса и предложения, получение прибыли.

Целенаправленный механизм представленный обычаями, традициями, нормами морали, религиозными верованиями, идеологическими установками. Такое управления реализуется через специфические общественные институты - субъекты управления, которые в совокупности представляют управляющую систему, включающую государство, политические партии, общественные организации и т.д. Основу данного механизма составляет законодательство. Оно опирается на следующие принципы:

- наличие целей;

- обеспечение уменьшения рассогласования между заданным значением управляемого параметра и его фактическим значением (отрицательная обратная связь);

- непрерывная циркуляция текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

- согласование скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

- замкнутость контура управления.

Данный механизм выполняет целый комплекс функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство, оперативное распорядительство, регулирование, учет и контроль, проверка исполнения.

Управленческий процесс цикличен. Кроме целеполагания, он включает в себя также:

- планирование, связанное с разработкой планов социального развития и социального проектирования;

- организацию действий участников совместной деятельности;

- распределение между ними функций, задач;

- обеспечение выполнения принятых планов или решений;

- координацию деятельности взаимодействующих субъектов;

- стимулирование людей путем формирования соответствующих мотивов и установок;

- обеспечение контроля за ходом реализации принятого постановления или другого управленческого документа.

Управление станет эффективным, если в большей мере будет направлено на стимулирование процессов самоорганизации социальной сферы, учтет как мировой опыт управления социальным развитием, так и российские традиции государственного патронажа социального воспроизводства населения. В этом смысле важен опыт Запада. Например, там сформировано "двухэтажное" управление социальными процессами:

- первый этаж - сфера производства материальных благ и услуг - регулируется механизмами рынка;

- второй этаж - сфера воспроизводства человека, накопления "человеческого капитала" - управляется государственными структурами, фактически не оставляющими места стихии рыночных отношений. При этом доля ВНП, расходуемая на нужды социальной сферы, и число занятых в ее отраслях работников растут быстрее, чем в других сферах жизнедеятельности общества.

Поскольку социальная сфера состоит из подсистем (инфраструктурные образования, институты, население и т.п.), каждая из которых состоит из множества сложных элементов, также образующих относительно самостоятельные системы, то смысл управления ею заключается в координации, гармонизации фундаментальных взаимодействий, совершенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования и требует участия в управлении ею большого числа субъектов на всех уровнях ее организации: федеральном, региональном, местном.

На федеральном уровне социальная сфера управляется всеми социальными Министерствами здравоохранения и социального развития, образования и т.д.

На региональном уровне - соответствующими комитетами и департаментами социального профиля.

На местном – местными органами управления, отделами.

Тем ни менее, в нашей стране есть противоречия в системе управления социальной сферой:

- отсутствие целостной системы управления;

- противоречия между федеральными, региональными и местными органами управления;

- отсутствие правовой, экономической и организационной баз;

- проблемы в быстрой обработке потоков прямой и обратной информации. При этом информация, поступающая от объекта управления, по мере движения от "нижних" уровней управления к "верхним", на каждой ступеньке иерархической лестницы укрупняется.

Следует отметить, что в разработке эффективной модели управления социальной сферой необходимо учитывать полидетерминированность социальной сферы, которая отражается в:

- том, что составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия выступают факторами, определяющими качество ее функционирования. Взаимосвязь, взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер;

- специфических факторах, определяющих развитие социальной сферы, а именно - социально-демографические, национально-этнические, социально-психологические;

- естественных факторах - экономических, политических, правовых, культурных и т.д.

Кроме того, социальная сфера обладает собственными внутренними законами развития. Действуя в совокупности с другими социальными законами они выражают закономерные связи между компонентами, а также между каждым элементом социальной сферы и интегральным результатом ее деятельности — социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности, направлениями развития социальной сферы. Все это должно быть учтено в разработке модели управления социальной сферой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: