Социально-трудовую | Включающую отношения, возникающие между работниками и социально—профессиональными группами в рамках совместной производственной деятельности, характеризующие социально-трудовой статус индивида, группы. |
Социально-политическую | Включающую отношения между индивидами по поводу их общественно-политического статуса и роли в политической системе общества, принадлежности к властным структурам, общественным и политическим партиям и движениям, включенности в политическую жизнь общества. |
Социально-потребительскую | Включающую отношения по поводу дифференциации уровня и качества жизни, потребительского поведения. |
Социокультурных отношений | Включающих отношения между индивидами и группами в связи с удовлетворением их культурных и информационных потребностей. |
Социально-психологического самочувствия населения | Включающих эмоционально окрашенные отношения индивидов и групп, их переживания, установки, ориентации, обусловленные социально-политической ситуацией в обществе и регионе, характером взаимоотношений, складывающихся между ними и обществом. |
Даная система показателей содержит восемь разделов:
|
|
1. Социально-демографический (динамика численности населения, включая половозрастную характеристику, рождаемость, смертность, среднюю продолжительность жизни по различным половозрастным, профессиональным и региональным группам, численность семей, их состав, брачность, разводимость, миграцию и характеристику мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).
2. Социально-трудовой (характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занятости и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, пороговые значения безработицы, деградации трудового потенциала).
3. Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, среднедушевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значения уровня и качества жизни населения).
4. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по типу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения условий проживания, пороговые значения жилищных условий).
5.Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее характеристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).
6. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количества обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, характеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).
|
|
7. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).
8. Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).
Механизм мониторинга предполагает сбор информации, ее комплексную оценку и прогноз по стабильной системе показателей путем жестких, формализованных методов (опрос, анализ документов и статистических показателей), а также мягких, неформализованных методов (свободное интервью, наблюдение). Как информационная технология мониторинг обеспечивает:
1. Отслеживание, анализ и прогнозирование наиболее важных характеристик социального воспроизводства, таких как рождаемость, продолжительность жизни, здоровье, уровень занятости, качество жизни, социально—психологических показателей состояния населения, потенциала социальной сферы; показателей отдельных, наиболее острых и требующих решения социальных проблем.
2. Проверку альтернативных гипотез развития потенциала социальной сферы, социальной инфраструктуры региона, социальной поддержки депривированных слоев населения.
3. Выявление ожиданий и предпочтений населения в социальной сфере.
Методическую основу мониторинга составляет:
•наблюдение за объектом мониторинга, проводимое по стандартному числу наиболее значимых показателей, характеризующих его состояние;
•регулярные повторные социологические замеры, проводимые с помощью стандартных процедур;
•оценки ситуаций и объектов, также даваемые в стандартной форме.
Субъектами мониторинга выступают как авторитетные специалисты (работники "социальных министерств", префектур, мэрий, руководители учреждений социальной инфраструктуры, специалисты: врачи, педагоги и т.п.), способные судить о внутренних механизмах социального воспроизводства населения, приоритетах развития потенциала социальной сферы, о состоянии объекта мониторинга, выступающие в роли экспертов в области социальных процессов.
Тема 16 (85). Модели потребительского поведения
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов