Принципиальная схема одноступенчатого цементирования. Как и почему изменяется давление в цементировочных насосах, участвующих в этом процессе во времени?

После окончания промывки скважины в ОК вставляют нижнюю разделительную пробку с проходным отверстием, закрытой мембраной, навинчивают специальную цементировочную

головку, боковые отводы которых, с помощью трубопроводов, соединяют с цементировочным

насосом, после, вовнутрь колонны закачивают суспензию, которую называют цементным раствором или тестом. ЦР, закачивается через нижние боковые отводы цементировочной головки, проталкивает раздел пробки вниз по колонне. Закачав в колонну порцию цр в объёме, необходимом для заполнения интервала кольцевого пространства и участка ОК ниже упорного кольца, закрывают краны и промывают водой линии обвязки цементных насосов. Затем освобождают верхнюю разделительную пробку, подвешенную в цементировочной головке, открывают кран на верхнем боковом отводе и закачивают в колонну продавочную жидкость. Когда верхняя пробка войдёт в ОК, открывают краны и закачивают продавоную жидкость также через нижние боковые отводы. Нижняя пробка, дойдя до упор кольца в колонне, останавливается, т.к. закачка жидкости продолжается, давление в колонне растёт,

мембрана под влиянием разности давлений в колонне и в кольцевом пространстве разрушается, и цр устремляется в кп. Плотность цр выше плотности продавочной жидкости в скважине. По мере заполнения колонны цементным раствором разность давлений столбов жидкости в кп возрастает, а давление в цементных насосах и головке уменьшается. С момента выхождения в кольцевое пространство цементного раствора давление в насосах и цементировочной головке снова возрастает. Когда верхняя пробка упрется в нижнюю пробку и остановится, давление в колонне начнет резко возрастать. Скачок – служит сигналом для прекращения закачки в колонну продавочной жидкости. Краны цементировочной головки закрывают, а колонну оставляют в покое на период твердения. Пробка – легко разбуриваемая. При цементировании длинных колонн сигнал об остановке верхней пробки приходит на поверхность и фиксируется манометром на устье с запозданием на несколько секунд. Это опасно, т.к. закачка жидкости в колонну продолжается и под влиянием возрастающих давлений может быть разрушена пробка, упорное кольцо и колонна. Во избежание этого на расстоянии 150-200м от упорного кольца устанавливают сигнал-кольцо. Его укрепляется в колонне с помощью тарированных шпилек. Когда верхняя пробка сядет на сигнал-кольцо и давление в колонне резко возрастет, возникает сигнал, который зафиксирует манометр. При повышении давления 3-4 МПа шпильки срезаются, и пробка продолжает движение к упорному кольцу. При получении сигнала можно прекратить закачку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: