Функции и методы УЗР. Управление— это вид деятельности, который со­стоит из следующих функций: планирование, организация, мотивация

Управление — это вид деятельности, который со­стоит из следующих функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль (рис. 1.5).

Рассмотрим назначение и свойства основных функций управ­ления.

Процесс управления любой системой начинается с постановки целей в процессе планирования. Поэтому функция планирова­ния является начальной в системе управления и одновременно ве­дущей. Заключается она в научно обоснованном формировании перспективного процесса управления.

Планирование — вид управленческой деятельности по опреде­лению перспектив развития управляемой системы — разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и ор-

Рис. 1.5. Основные функции системы управления

ганизационному их оформлению в качестве показателей деятель­ности, по которым осуществляют контроль и оценку.

В процессе планирования:

анализируют существующие системы управления для определе­ния целей развития, установления направлений деятельности, тре­бующих улучшения;

определяют перспективные направления развития системы уп­равления;

устанавливают пути реализации перспективного направления развития системы.

Таким образом, цель планирования — разработка рационального плана на основе выработанного решения.

Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов.

Стратегическое планирование представляет собой набор дейст­вий, которые требуют разработки специфических решений, направленных на достижение выбранных целей в течение длительного времени.

Основные результаты стратегического планирования — форму­лировка целей (построение дерева целей), критериев эффективности системы, оценка и анализ внешней среды (формулировка ограниче­ний), генерация и анализ стратегических альтернатив достижения цели, выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.

В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности: распределе­ние ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Тактическое планирование — второй основной этап процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегиче­ского планирования, связанного с выбором целей и решений, по­следствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достиже­ния промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило, год).

Тактическое планирование (как и стратегическое) должно иметь комплексный характер и охватывать концептуально и ана­литически максимально возможное число наиболее важных фак­торов, которые определяют развитие системы. При этом тактиче­ские планы более конкретны и более детальны.

Оперативное управление — функция управления, обеспечиваю­щая функционирование управляемых процессов в рамках парамет­ров, заданных планом, программой, регламентом.

Для систем любого типа большое значение имеет организац и я управления как функция. В процессе организации система обеспечивается трудовыми, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для ре­ализации выбранного направления развития системы.

Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегиро­ванными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Особое положение занимает среди функций управления конт­роль, по результатам которого корректируют решения.

Существует две основные формы контроля — активный и пассивный.

Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании кикого-либо процесса. При контроле активном во время всего про­цесса на управляемый объект оказывается воздействие через функ­цию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь.

В иерархических организационных системах контроль должен осуществляться систематически и оперативно, одновременно сверху и снизу.

Методы управления — это система способов и приемов воздей­ствия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Существует несколько методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы (рис. 1.7):

1. Экономические методы управления. Использование этих методов ос­новано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства.

2. Организационно-распорядительные или их назы­вают административными.

3. Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения.

В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов.

Содержание экономических методов управления состоит в целе­направленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.

  Рис. 1.7. Методы управления

Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) - на основе указов, законов, постановлений, при­казов, распоряжений, указаний, инструкций и других администра­тивных документов.

Государство через специально созданные органы управления (ми­нистерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет оп­ределенное административно-организационное воздействие на ор­ганы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления.

Особенностями административно-организацион­ных методов управления являются: оперативность; прямое воздейст­вие на управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответствен­ность за выдачу ошибочных решений.

Акты управления, осуществляемые в рамках административ­но-организационного управления, подразделяют на два вида: нор­мативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как пра­вило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нор­мативы, стандарты и т. д..

Социально-психологические методы управления представляют со­бой механизм воздействия на органы управления и конкретных ис­полнителей через социально-психологические интересы.

Классификация социально-психологических методов управления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает общество, коллектив, группу, личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: