Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правботношений

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:

• установление порядка составления и рассмотрения про­ектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их ис­полнением и утверждения отчетов об исполнении мест­ных бюджетов;

• составление и рассмотрение проектов местных бюдже­тов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осу­ществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственнос­ти, местных налогов и: сборов, иных доходов местных бюджетов;

• определение порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

• осуществление муниципальных заимствований и управ­ление муниципальным долгом.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

• первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты го­сударственных внебюджетных фондов;

• второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фон­дов;

5 Административное право

• третий уровень — местные бюджеты. Бюджетная система РФ основана на принципах:

• единства бюджетной системы РФ;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджет­ных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств. Составление и исполнение бюджета — это, в основном,

функция органов исполнительной власти; рассмотрение, ут­верждение и контроль исполнения является функций орга­нов законодательной власти. Бюджет утверждается в форме законов и решений органов государственной власти на местах.

Контроль за исполнением федерального бюджета и бюдже­тов федеральных внебюджетных фондов осуществляют Счет­ная палата РФ и единая централизованная система орга­нов Федерального казначейства (Главное управление и его территориальные органы). Деятельность Счетной палаты рег­ламентирована Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».

Финансирование — это предусмотренный бюджетом целе­вой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, осуществляемый финансовыми органами. Счетная палата Рос­сии осуществляет контроль исполнения средств бюджета пред­приятий и организаций независимо от форм собственности и даже если негосударственное юридическое лицо имеет лишь официальные налоговые льготы.

В составе Минфина РФ действует Федеральное казначей­ство, положение о нем утверждено Правительством РФ1. Феде­ральное казначейство призвано управлять доходами и расхо­дами федерального бюджета, организуя целевое эффективное движение денежных потоков, исключая их утечки в коммер­ческие кредитные организации и иные противоправные фи­нансовые деяния.

I

Помимо Минфина России и Федерального казначейства в сфере финансов функционирует Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ России). В своей деятельно­сти она руководствуется федеральным законом «О рынке цен­ных бумаг» от 22 апреля 1996 г.1, в соответствии с федераль­ным законом 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных преступных пу­тем», а также положением о ней, утвержденном указом Пре­зидентом РФ от 1 июля 1996 г.2 В соответствии с распоряже­нием ФКЦБ России от 03.06.2002 г. № 613-р «О методических рекомендациях по реализации профессиональными участни­ками рынка ценных бумаг» требований федерального закона от 07.08. 2001 г. № 115-ФЗ. В этих методических рекоменда­циях (брокерам, дилерам управляющими ценными бумагами и денежными средствами) во всех операциях от 600 тыс. руб. и выше вести контроль по предлагаемой в рекомендациях схе­ме. Установлен перечень операций, а также признаки необыч­ных операций, требующих определенных действий и сообще­ния в течение рабочего дня в Комитет РФ по финансовому мониторингу, следующего за днем совершения операции.

В сфере финансирования большое значение имеет опера­ции кредитования. Кредитование заключается в выдаче кре­дитором возвратных денежных ссуд под определенные процен­ты. Организация и деятельность кредитных организаций ре­гулируется Федеральным законом «О банках и банковской де­ятельности» от 3 февраля 1996 г.3. Для повышения дисципли­ны возврата кредитов принят указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 467 «О прекращении представления гарантий и по­ручительств за счет средств федерального бюджета». Кредито­ванием занимаются Центральный банк России и его отделе­ния на местах, сберегательный банк, коммерческие банки различных видов с их филиалами, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию от Центрального банка Рос­сии на осуществление отдельных банковских операций. Напри­мер, указанием Центрального Банка России от 05.07.20002 г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций», всту­пившим в силу с 15.07.2002 г., определены требования к со­держанию бизнес-плана кредитной организации и порядок его представления в Банк России в числе документов, необходи-

1 САПП РФ. 1993. № 35. Ст. 320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681.

1 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

2 СЗ РФ. № 28. Ст. 3357.

3 СЗ РФ. № 6. Ст. 492.

15-2

15*

мых для принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации.

Центральный банк (Банк России) — единственный в стра­не орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования. В своей деятельности Банк России руковод­ствуется федеральным законом от 10.07.2002 г. №86-ФЗ в ред. 10.01.2003 г. «О центральном банке РФ (Банке России)»1. Банк России подотчетен Государственной Думе. Он не входит в струк­туру федеральных органов исполнительной власти, но играет большую роль в регулировании финансовых и кредитных от­ношений.

Особое значение имеет принятое Банком России 21 июля 1999 г. Положение №83-11 «О порядке выдачи и аннулирова­ния ЦБ России аттестатов руководителям временной админис­трации по управлению кредитной организацией и арбитраж­ного управляющего при банкротстве кредитной организации».

В задачи Банка России входит регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслу­живания, защита интересов вкладчиков, надзор за деятельно­стью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление внешнеэкономических операций. Банк России наделен правом эмиссии денег. При выявлении нарушений в работе банков он вправе взыскивать денежный штраф, повы­шать нормы обязательных резервов, назначать временную ад­министрацию по управлению провинившимся банком, отзы­вать лицензию на совершение банковских операций.

Центральный банк России ввел с 1 сентября 1994 г. Вре­менное положение о временной администрации по управле­нию коммерческими банками и другими кредитными учреж­дениями. Временная администрация согласно Закону «О Цен­тральном банке Российской Федерации» назначается в случае, если в деятельности банка обнаруживаются нарушения, гро­зящие ему крахом. Ее задача — сохранить или восстановить платежеспособность гибнущего учреждения, спасая тем самым его вкладчиков, кредиторов и акционеров. Основания для на­значения временной администрации — неспособность админи­страции банка обеспечить его работу согласно требованиям за­конодательства; плохое финансовое состояние банка, исправить которое без временной администрации невозможно; разногла­сия между органами управления банка; потеря управления из-

СЗ РФ. 1996. № 2, ст. 492; 1997. № 18, ст. 2099.

15-4

за прекращения его деятельности или смены руководства. По­этому Банк России практически не реализовал свои полномо­чия, когда всевозможные коммерческие банки и кредитные учреждения не вернули денежные вклады населению. В соот­ветствии с ст. 53 Конституции РФ «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной влас­ти или их должностных лиц».

Большое значение имеет принятый от 25 февраля 1999 г. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций»1.

Важными элементами финансово-кредитной системы явля­ются страхование и создание государственных внебюджетных фондов.

К сожалению, к настоящему времени страхование, пред­ставляющее собой отношения по защите имущественных ин­тересов физических и юридических лиц при наступлении оп­ределенных событий (страховых случаев), за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взно­сов (страховых премий), в большей части себя не оправдало, ввиду большого количества правонарушений в этой сфере.

Не в полную меру, к сожалению, реализуют себя и государ­ственные внебюджетные фонды, которые образуются в соот­ветствии с решениями соответствующих органов государствен­ной власти.

Имеются четыре внебюджетных фонда: пенсионный, за­нятости, социального и обязательного медицинского стра­хования. Формально эти фонды подчинены Правительству, од­нако за их деятельность практически никто персонально от­ветственности не несет, так как все они самостоятельны. Пра­вительство РФ не имеет возможности рационально их исполь­зовать из-за ведомственной разобщенности и отсутствия над­лежащего контроля в их работе.

Минфином РФ принят приказ от 11.06.2002 г. 51 н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по стра­хованию иному, чем страхование жизни».

Правила устанавливают состав и порядок формирования страховых резервов по обеспечению предстоящих страховых выплат. Эти правила действуют с 1 января 2003 г.

1 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: