Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления в области финансов и кредитов

Актуальность реализации этой функции в области финан­сов и кредитов является важнейшим видом межотраслевого государственного управления, так как практически затрагива­ет материально-техническую основу жизнедеятельности всех органов государственной власти, в том числе и всей системы органов исполнительной власти РФ, а также предприятий, учреждений, организаций и других юридических и физичес­ких лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без ре­гистрации юридического лица.

Основная роль в решении межотраслевых задач принадле­жит Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству финансов РФ, Центральному банку России с их структурными органами на местах, а также Комитету РФ по финансовому мониторингу.

Министерство экономического развития и торговли РФ яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим государственную экономическую политику в по­рядке и объеме определенном законодательством.

Межотраслевое управление в этой сфере осуществляет Ми­нистерство финансов РФ.

Правовые основы деятельности Минфина России.

К ведению РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 71 Кон­ституции РФ относится финансовое, валютное, кредитное ре­гулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки; пункт «з» федеральный бюджет; федераль­ные налоги и сборы. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. Правительство РФ в соответствии с ст. 114 Конституции РФ: часть 1 пункт «а» разрабатывает и представ­ляет ГД РФ бюджет и обеспечивает его исполнение; представ­ляет ГД РФ отчет об его исполнении; пункт «б» обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Министерство финансов РФ (Минфин России) является фе­деральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство вопросами организации финансовых отношений в стране, а также координацию этой деятельности в иных феде­ральных органах исполнительной власти страны. В основе его деятельности заложен Бюджетный кодекс РФ1.

Методическое руководство в области бухгалтерского учета и отчетностью Минфин России осуществляет, независимо от вышестоящих организаций, на основе федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 «О бухгалтерском учете»2, в ред. 28.03.2002 г.

Министерство финансов РФ, органы управления финанса­ми субъектов РФ и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления фи-

1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

нансами. Структурным подразделением центрального аппара­та Министерства финансов РФ является Главное управление федерального казначейства. Оно подчиняется Министру фи­нансов РФ.

Минфин России координирует деятельность органов управле­ния финансами субъектов Федерации и регулирует деятельность подведомственных федеральных предприятий, а также руково­дит подведомственными учреждениями и организациями.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Правительством РФ от 6 марта 1998 г.1, в ред. 18.06.1999 г. его основными задачами являются:

• разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

• составление проекта и исполнение федерального бюдже­та;

• обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, а также осуществление мер по разви­тию финансового рынка;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития стра­ны и ее регионов, целевое финансирование общегосудар­ственных потребностей;

• совершенствование методов финансово-бюджетного пла­нирования, финансирования и отчетности;

• разработка предложений по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

• осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Минфин РФ разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ и других заинтересованных федеральных органов испол­нительной власти предложения по совершенствованию нало­говой политики и налоговой системы, что особенно важно в настоящее время.

Министерство финансов РФ принимает участие в определе­нии ценовой политики, в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных отношений и сбалансирован­ности денежных доходов и расходов населения, повышения

1 СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288. 446

уровня покупательной способности рубля, участвует в разра­ботке предложений по совершенствованию системы и органи­зационной структуры органов исполнительной власти и опла­ты труда их работников, осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, разрабатывает проекты программ внешних за­имствований, рассматривает и анализирует бухгалтерскую от­четность федеральных органов исполнительной власти, обес­печивает изготовление госзнаков денежных билетов и метал­лических монет, осуществляет другие функции в соответствии со своей компетенцией.

Особое значение в экономических и финансовых отношени­ях имеет государственный бюджет.

Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, за­конов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответству­ющий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на со­ответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представитель­ных органов местного самоуправления, регулирующих указан­ные правоотношения. Бюджет 2003 г. составляет 2438, 3 мил­лионов рублей.

Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные ' правоотношения, однако указы Президента РФ не могут про-, тиворечить настоящему Бюджетному Кодексу и федеральным j законам, регулирующие эти отношения.

На основании Бюджетного Кодекса РФ, иных актов, регу-шрующих эти отношения, Правительство РФ принимает нор­мативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоот-яошения.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные пра­воотношения, в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно пос­ле его принятия и подписания в установленном порядке.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению РФ относятся:

• установление общих принципов организации и функци­онирования бюджетной системы РФ;

• разграничение налогов и других доходов между уровня­ми бюджетной системы, а также распределение в поряд­ке межбюджетного регулирования доходов от федераль­ных налогов и сборов, иных доходов федерального бюд­жета между бюджетами разных уровней бюджетной си­стемы РФ;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

• определение основ составления и рассмотрения проек­тов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ут­верждения и исполнения бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ, утверждения отчетов об их испол­нении и осуществления контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществле­ния расходов из бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы РФ;

• определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управле­ния государственным и муниципальным долгом;

• установление порядка составления и рассмотрения про­екта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюд­жета и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и иные полномочия указанные в законе.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

• установление порядка составления и рассмотрения про­ектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполне­ния бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполне­нии бюджетов субъектов РФ;

• составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утвер­ждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществ­ление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов терри­ториальных государственных внебюджетных фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сбо­ров, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

14*

• определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответствии с законодательством РФ;

• установление совместно с органами государственной вла­сти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и иные полномочия, указанные в законе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: