У вступления – привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. И главное – квакнуть идею.
У доказательства – обосновать идею, высказанную во вступлении. И подогнать под это факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы.
У заключения – еще раз вбить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора. И подвести итог выступлению. И оставить в сознании слушателей нужное впечатление (о невежестве оппонентов, о своей уверенности, о великой роли каждого слушателя в борьбе за внедрение в жизнь той или иной идеи и т.д.).
Вот, как пример, концовка одной из речей Аятоллы Хомейни:
"Правоверные! Вставайте на Священную войну! Защищайте истинную веру!
Израиль уже захапал Святую землю Иерусалима. А сейчас вместе с Соединенными Штатами хочет захапать и осквернить мечети Аль Карам и Аль Набиль.
Поднимайтесь и выступайте на защиту ислама так, как выступили бы на защиту своих детей, жен и матерей!
|
|
Всемогущий поможет нам!
Вперед, братва!
Победа будет за нами!"
Конечно, вышеприведенная классическая триада (вступление, доказательство, заключение) содержит изрядную долю условности в наш век изощренности предвыборных технологий и театральности презентаций и собраний.
Современное публичное выступление структурно становится все более размытым.
В него могут включаться разные прикольные концертные номера: детский стриптиз, торжественное вручение партбилетов, скандирование матерных частушек, массовый сеанс зоофилии и прочие извращения из богатого арсенала нынешнего технического обеспечения публичных выступлений…
Тезисная форма - это становой хребет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже непосредственно во время произнесения речи.
Термин "тезис" в подготовке публичной речи имеет иное значение, чем, допустим в схоластической дискуссии.
Значение нашего "тезиса" – это не заявленное кредо, а промежуточная фиксация основных смысловые нюансов той или иной идеи.