Механизм социализации личности. Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния

Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.

Вопрос №19: технологии групповой работы:

Брейнсторминг, мозговой штурм

Мозговой штурм (англ. - brainstorming) — популярный метод группового взаимодействия, используемый для решения как образовательных, так и бизнес задач. Техника мозгового штурма направлена на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы.

Этапы подготовки к проведению мозгового штурма (МШ):

1. Постановка задачи/проблемы, которую необходимо решить. Проблема должна быть сформулирована кратко и по существу. Если проблема слишком большая, то фасилитатор МШ должен разбить ее на краткие составляющие. Если же вопрос не может быть сформулирован кратко и не может быть разбит на составляющие, то мозговой штурм не является приемлемым методом решения такой проблемы.

2. Составление списка участников мозгового штурма. Фасилитатор МШ составляет панель участников. Наиболее продуктивна группа из 10 или чуть меньше человек. Кто должен входить в состав панели участников:

· — Участники, уже посвященные в проблему/задачу

· — Участники, которые знакомы с родственной проблемой

· — Один «собиратель идей», который фиксирует все предложенные идеи.

3. Составление и рассылка информационного письма участникам МШ. Письмо должно содержать название сессии, решаемую проблему, время, дату и место проведения МШ. Проблема должна быть описана в форме вопроса и нескольких прилагаемых к нему примеров идей. Примеры идей используются во время МШ, когда генерация новых идей зашла в тупик или перешла в другое русло. Информационное письмо рассылается участникам заранее, чтобы они могли подумать над проблемой до МШ.

4. Составление списка мотивирующих вопросов. Во время проведения МШ креативность может снизиться. Тогда фасилитатору следует стимулировать активность мотивирующими к дальнейшей генерации идей вопросами. Примеры вопросов: «Можем ли мы объединить эти идеи?», «Можем ли мы посмотреть на проблему с другой стороны?» и т. д. Список таких вопросов лучше всего составить перед началом МШ.

Этапы проведения МШ (работа с идеями):

1. Перечисление идей без оценки реальности их воплощения. На этом этапе фасилитатор представляет проблему, ставит простые вопросы в русле решаемой проблемы, а также обеспечивает безопасную среду для высказывания идей. Если идеи не поступают, то фасилитатор использует мотивационные вопросы и примеры своих идей для обсуждения.

2. Оценка идей с точки зрения их важности и вклада в решение проблемы. Каждая идея должна быть понята участниками. Для этого участники тщательно объясняют суть своих идей и их ценность для решения поставленной задачи.

3. Категоризация собранных идей. На этом этапе похожие идеи формулируются в одну идею, а абсолютно нереальные/не важные идеи удаляются. Оставшиеся идеи должны быть четко сформулированы, поняты каждым участником и внесены в финальный список идей.

Основные правила МШ:

1. Фокус на количество: это означает, что в процессе МШ должно быть выработано как можно большее количество разнообразных идей с прицелом на то, что чем больше их будет, тем больше вероятность найти среди них наилучшее решение. «Количество порождает качество».

2. Сдерживание критики: во время МШ любая критика должна быть сведена к «нулю». Вместо этого, участники должны быть сфокусированы на добавлении новых идей, оставив критику для следующей оценочной стадии.

3. Разрешение необычным идеям: необычные идеи также должны быть внесены в список идей. Они порождаются взглядами с новых/других сторон и часто на их основе рождаются самые лучшие решения.

4. Объединение и улучшение идей: лучшие идеи могут быть объединены в другую, еще более лучшую, идею (по типу «1+1=3»). Такое правило стимулирует создавать идеи посредством ассоциаций.
Определение «Амплуа-Брокер»

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

· способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

· метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

Дискуссия - это один из эффективных способов активизации группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов. Обычно дискуссия протекает часа за полтора.

Применяется этот метод в целях обучения, развития, установления взаимоотношений в группе, а также в психотерапевтических целях.

По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

Используется групповая дискуссия в целях коррекции межличностных отношений или личностных проблем. В завизимости от этого различают: биографическую, тематическую или интеракционную дискуссию.

Обычно в качестве ведущей выделяют интеракционную ориентацию дискуссии, поскольку она определяет специфику групповой психокоррекции как метода, основанного на использовании групповой динамики, обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов этого метода - обратной связи. Интеракционная ориентация дискуссии направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

Дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и теоретико-практических проблем. Особенностью дискуссии как коллективной формы работы является возможность равноправного и активного участия каждого клиента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Специфически психологическим фактором выступает общение с равно информированными партнерами - членами группы, в отличие от общения с разно информированным партнером - ведущим дискуссии, преподавателем, тренером. Это раскрепощает интеллектуальные возможности участников группы, снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.

В дискуссии, являющейся моделью предметных и социальных отношений членов группы, клиент может научиться точно выражать свои мысли в выступлении, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию противника. В такой работе человек получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т.е. построения собственной деятельности, что обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности.

В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируется уважение к личности противника. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания участников дискуссии, которые приобретаются ими в процессе самостоятельной работы с проблемным материалом, а также со специальной литературой. Успешность дискуссий во многом зависит от умения ее организовать и от умения дискутировать.

В дискуссии выделяют следующие основные фазы. 1) ориентировка, 2) оценка, 3) завершающая фаза.

Этим фазам соответствуют следующие шаги:

МЕТОД ФОКУС-ГРУПП

Метод фокус - групп относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к поставленной проблеме, выяснить мотивацию тех или иных действий. Кроме этого, данный метод позволяет заказчику наблюдать за ходом проведения исследования и делать соответствующие выводы. Стоимость фокус - группы относительно низка (например, по сравнению с глубинными интервью). Фокус - группа может применяться в сочетании с другими методами (как количественными, так и качественными) и как самостоятельный метод сбора информации.

Отличительные особенности фокус - групп

В отличие от количественных методов исследования (например, социологический опрос), который дает ответ на вопросы ‘Кто..?’ и ‘Сколько..?’, фокус - группа дает ответы на вопросы ‘Как именно..?’ и ‘Почему..?’ Второй особенностью является способ формирования выборки и методы сбора информации. В социологическом (количественном) исследовании базовым методом является опрос (личный, телефонный), при котором респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме (анкете). В фокус группе (качественном исследовании) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие «вытащить» из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к проблеме.

Фокус - группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Чаще всего фокус - группы используются для реализации следующих целей:

· генерирование идей;

· проверка гипотез для количественных исследований;

· подготовка инструментария для количественных исследований;

· интерпретация результатов количественных исследований;

· изучение особенностей поведения отдельных групп людей.

Количество участников группы - от 8 до 12 человек. В качестве критериев отбора участников используются пол, возраст, уровень доходов и т.д.

Вопрос №20:механизмы межличностной перцепции:

идентификация (от лат. Identicus - тождественный), который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Это понятие имеет неоднозначное толкование. Его трактуют как:

· процесс отождествления (уподобления) себя с другим индивидом или группой, в основе которого лежит эмоциональный связь;

· получение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей;

· копирование субъектом мыслей, чувств или действий другого человека, который является моделью, и др.

Идентификация -это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.

Эмпатия -чрезвычайно сложное, многогранное понятие, которое означает: постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который дает возможность понять чужие переживания (эмпатия как механизм познания); действие индивида, что помогает ему особым образом построить общение (эмпатия как особый вид внимания к другому человеку); способность, свойство индивида, его способность проникать в психическое состояние другого человека, с которым вступает в контакт (эмпатия как характеристика человека, т.е. эмпатичность).

Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает при поразительной схожести людей между собой, а также в приобретении жизненного опыта. Доказано, что чем выше является эмпатия, тем краше человек способен представить себе, как одно и то же событие восприниматься разными людьми, и тем больше он допускает право на существование различных взглядов.

В психологической литературе приводятся характеристики индивида, способного к эмпатии:

· проявляет терпимость к выражениям эмоций другим человеком;

· способный глубоко вникать в субъективный внутренний мир своего собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира;

· готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека с целью достижения еще большего понимания того, что с ним происходит.

В определенных признаках механизм эмпатии подобный механизму идентификации, ведь имеется способность поставить себя на место другого, посмотреть на вещи с его точки зрения. Но это не предполагает отождествление себя с тем человеком. Таким образом, когда человек отождествляет себя с кем-то, то это означает, что он строит свое поведение так, как и этот другой.Вместе с тем, если человек проявляет к другому человеку эмпатию, то он просто принимает во внимание линию его поведения. При этом собственное поведение может строиться совершенно иначе.

Эмпатичность, способность к эмпатичному вниманию может рассматриваться как одна из важнейших профессиональных качеств психолога, педагога, врача, руководителя. К. Роджерс, описывая эмпатичное внимание (слушание), охарактеризовал этот феномен как особое отношение к партнеру, которое основано на соединении идентификации и эмпатии. От идентификации в нем - включение в другого человека, соединение душ, что дает возможность достичь глубины и открытости контакта.Однако такое «погружение» в другого имеет негативные последствия для ситуации оказания помощи, так как психолог может быть «связан» трудностями собеседника, может «заболеть» его проблемой. Для оказания действенной помощи есть второй аспект эмпатичного внимания - отстранение от актуального состояния партнера, «вненахождение».В совокупности эти два фактора обеспечивают создание ситуации оказания помощи человеку психологом. Итак эмпатия проявляется в повседневной жизни и всегда связана с определенной ситуацией. И если она не реализуется в достаточной мере, то возникают нарушения в межличностных отношениях.

Выделяют адекватные и неадекватные эмпатичные переживания относительно переживаний объекта эмпатии. Например, одни люди радуются чужому горю, а другие - нет.

Также различают эмпатии:

· эмоциональную, которая основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

· когнитивную, базирующейся на интеллектуальных процессах;

· предикативную которая проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Важными формами эмпатии является сопереживание, то есть переживания индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание неудач другого безотносительно к собственному состоянию.

Эгоцентризм

Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма (от лат. ego - я и centrum - центр круга), то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее.

В исследованиях выделяют такие разновидности эгоцентризма:

· познавательный (проявляется в процессах восприятия и мышления);

· моральный (характеризуется неспособностью к пониманию причин поступков других людей);

· коммуникативный (показывает неуважение к смысловым понятиям партнеров по общению.

Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией (от лат. reflexio - изгиб, отображение).Иначе говоря, рефлексия - это внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт. То есть, этот важный момент социального познания означает и познание другого через то, что он (как мне покажется) думает обо мне, и познание себя через то, что думает обо мне другой. И чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше индивид знает о себе и о людях, которые его окружают.

Стереотип

Стереотип является одним из важных механизмов межличностного познания и означает процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов. Термин «социальный стереотип» был введен В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида. Возможно, именно из-за недостаточной осмысленности стереотипы так прочно закрепляются в форме устойчивых эталонов и имеют власть над людьми. Стереотип состоит в условиях недостаточной информации или является результатом обобщения собственного опыта личности, к которому прилагаются сведения, полученные из книг, кинофильмов, высказываний других людей.Стереотип позволяет быстро и часто, достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, делать его понятным, а следовательно, и прогнозируемым. Вообще такие операции, как селекция, ограничение, категоризация большого количества социальной информации, формируют когнитивную основу стереотипизации. Мотивационную же основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации в пользу своей группы, дающие индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Стереотип выполняет ряд функций, одни из которых реализуются на индивидуальном уровне, а другие - на групповом:

· селекция социальной информации;

· создание и поддержка позитивного «я - образа»;

· формирование и поддержка групповой идеологии, которая объясняет и оправдывает поведение группы;

· создание и поддержание положительного «мы - образа».

Стереотипы - регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразная «защита», то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения, устойчивость.

Ученые отмечают, что последний признак (устойчивость) имеет относительный характер. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движения в направлении большей схематизации и абстракции.

Классификация стереотипов

Есть несколько классификаций стереотипов. Согласно одной из них (В. Панферов), стереотипы делятся на три класса: антропологические, социальные, этнонациональные.

Вторая классификация (А. Реан) предлагает выделить следующие группы социально-перцептивных стереотипов:

· антропологические (проявляются в том случае, если оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от ее антропологических признаков, т.е. от особенностей физического облика);

· этнонациональные (проявляются тогда, когда психологическая оценка человека опосредована ее принадлежностью к той или иной нации, расе, этнической группе);

· социально-статусные (заключаются в зависимости оценки личностных качеств индивида от его социального статуса);

· социально-ролевые (проявляются в подчиненности оценки личностных качеств индивида его социальной роли, ролевым функциям);

· экспрессивно-эстетические (определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека: чем более привлекательной кажется внешность человека, тем более позитивными личностными чертами ее наделяют);

· вербально-поведенческие (связанные с зависимостью оценки личности от внешних особенностей - языка, мимики, пантомимики и др.).

Известны и другие классификации, согласно которым выделяют профессиональные (персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала), физиогномические (в основу положена связь черты внешности и личности), этнические и другие стереотипы.

Наиболее исследованными и изученными являются национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют ярко выраженную связь с национальным характером. Возникающих в условиях ограниченной информации об объекте восприятия, стереотипы могут оказаться ошибочными и выполнять консервативную, иногда даже реакционную роль, формируя неправильные представления о людях и деформирующий процесс межличностного понимания и взаимодействия.Именно поэтому определение истинности или ошибочности социальных стереотипов должно базироваться на анализе конкретных ситуаций. Речь идет о том, что любой социальный стереотип, который является истинным в одном случае, в другом - может оказаться совершенно неверным или таким, что в наименьшей степени соответствует объективной действительности, а следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающей среде.

Выделяют такие последствия, к которым может привести стереотипизация в процессе познания людьми друг друга:

· до определенного упрощения и сокращения процесса познания другого человека (в этом случае стереотип не обязательно имеет оценочные нагрузки);

· до возникновения предубеждения в восприятии другого человека (если суждения о другом человеке основываются на основе предварительного ограниченного негативного опыта, то новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью).

Каузальная атрибуция

Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название «каузальная атрибуция» (от лат. сausa - причина и attributio - приписывание).Исследование каузальной атрибуции дает возможность приблизиться к механизмам взаимопонимания, к процессам своеобразной интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Ф. Гайдер одним из первых сформулировал основные теоретические представления о каузальной атрибуции.В частности, он разделял потенциальные источники воздействия на внутренние и внешние. Исходя из этого, тот, кто воспринимает, пытается решить, производится ли данное действие благодаря чему-то в самом человеке (например способности, усилия и др.), который его осуществляет, или потому, что есть вне его (например тяжесть задачи, везения и др.).За Ф. Гайдером, понимание того, какой набор факторов следует использовать с целью интерпретации поведения другого, сделает мир того, кто воспринимает, более предсказуемым. Это также даст ощущение контроля.Изучая то, как люди интерпретируют поведение отдельного индивида, исследователи заметили явление, которое стали называть фундаментальной ошибкой атрибуции. Оно связано с тем, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации. Другие исследования выявили феномен «эгоцентричного приписывания» (Г. Келли).

Исследование процесса интерпретации поведения человека, основанной на знании ее групповой принадлежности, показали, что эгоцентричность выражается в приписывании успеха себе, а неудачи - другим людям.

В соответствии с тем, является ли субъект восприятия сам участником какого-то события или его наблюдателем, Г. Келли выделил три типа атрибуции:

· личностную атрибуцию (причина приписывается лично тому, кто совершает поступок);

· объектная атрибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

· атрибуция, связана с обстоятельствами (причина того, что происходит, приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще прибегает к личностной атрибуции, а участник склонен большей степени объяснить происходящее, обстоятельствами. Именно эта особенность отчетливо проявляется в приписывании причин успеха и неудачи: участник действия обвиняет в неудачах преимущественно обстоятельства, а наблюдатель - самого исполнителя (Г. Андреева). В исследовании каузальной атрибуции важным является вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком, особенно в формировании первого впечатления о неизвестном человека. Это было выявлено в экспериментах А. Бодальова, сущность которых сводится к тому, что разным группам людей демонстрировали фотографию одного и того же человека, сопровождая ее короткой установочной характеристикой типа «герой», «преступник», «писатель».В тех случаях, когда установка срабатывала, словесные портреты одних и тех же людей кардинально отличались. Также оказалось, что есть люди, которые не поддаются стереотипному восприятию, и такие, которые избирательно стереотипные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: