Персонификация

Персонификация – это индивидуальный образ самого себя или другого человека. Он представляет собой совокупность представлений, чувств, отношений, возникающую на основе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать заботится о нем. Персонификация плохой матери возникает вследствие переживания ребенка, связанного с тем, что мать тревожная и побуждает тревогу у ребенка. Эти образы редко соответствуют в точности тем людям, которых представляют. Первоначально они формируются для построения отношений в изолированной межличностной ситуации, но впоследствии они закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Например, человек, персонифицировавший отца как авторитарную личность, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста (преподавателей, работодателей, чиновников).

Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существует единодушие, т.е. идеи, получившие широкое распространение в обществе и предаваемые из поколения в поколение.

Когнитивные процессы.

Салливан, обсуждая проблемы роли познания в функционировании личности, выделяет три типа переживаний: прототаксические, паратаксические и синтаксические.

Прототаксический способ мышления рассматривается как дискретный ряд кратковременных состояний сензитивного организма. Этот тип опыта соответствует тому, что Джеймс назвал потоком сознания, «сырых» ощущений, образов, чувств, протекающих через разум. Между ними нет никакой связи, и они не имеют смысла для субъекта опыта. Прототаксический способ переживаний наиболее явно обнаруживается в первые месяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух других.

Паратаксический способ мышления представляет усмотрение причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Салливан полагал, что мышление людей во многом не выше паратаксического: человек видит причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения. Пример патаксического мышления – суеверие.

Высший способ мышления – синтаксический, предполагающий использование форм символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ – тот, в отношении содержания которого существует согласие группы людей (слова и числа). Синтаксический способ мышления устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.


Развитие личности.

Саливан описал последовательность межличностных ситуаций, в которые вовлекаются личности на пути от младенчества к взрослости и то, как эти ситуации влияют на формирование личности. Большее внимание, чем другие исследователи психологии личности, за исключением Фрейда, Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. В отличие от Фрейда, который рассматривал развитие личности в основном как развертывание сексуального инстинкта, Салливан отстаивал социально-психологический подход к личности, в котором большое внимание уделяется процессу взаимоотношений между людьми. Хотя Салливан не отвергал биологических детерминант развития личности, он ставил их ниже социальных факторов психического развития. Более того, он полагал, что иногда эти социальные влияния противоречат биологическим потребностям человека и наносят ему ущерб.

Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости: 1.младенчество, 2.детство, 3.ювенильнильный период, 4.пред-юность, 5.раняя юность, 6.поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления артикулированной речи. В этом периоде основной зоной взаимодействия между ребенком и средой является оральная. Кормление дает ребенку первый межличностный опыт. Основные характеристики этой стадии: 1. дифференциация тела ребенка, что позволяет ему удовлетворять ему свои потребности независимо от матери (например, сося палец); 2. освоение координированных движений, включая движения глаз и рук, рук и рта; 3.образование первых персонификаций (например, спокойная, заботящаяся, приносящая удовлетворение или тревожная, отвергающая мать); 4.переход от прототаксического к паратаксическому способу мышления, 6.организация опыта посредством научения и возникновение основ Я-системы.

Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладением языком и синтаксическому способу познания. Детство продолжается от появления артикулированной речи до возникновения потребности в товарищах по играм. Языковое развитие делает возможным смешение различных персонификаций (например, хорошей и плохой матери) и интеграции Я-системы в более согласованную структуру. В Я-системе начинает развиваться представление о грамматическом роде – мальчик идентифицирует себя с предписанной обществом мужской ролью, девочка – с женской. Развитие символических переживаний позволяет играть ребенку во взрослого – Салливан называет этот процесс драматизацией – и проявлять интерес к различным видам активности, которая служит цели избегания, наказания и тревоги – Салливан называет это озабоченностями. Драматичным событием детства трансформация к недоброжелательности, которая разрушает межличностные отношения ребенка и является причиной его изоляции от окружающих людей. Трансформация к недоброжелательности обусловлена болезненными тревожными переживаниями, связанными с людьми, и может быть причиной регрессии к содержащей меньшую угрозу стадии младенчества.

Ювенильная стадия охватывает большую часть школьной жизни. В этот период ребенок обретает опыт социальной субординации в отношении авторитетов за пределами семьи, соревновательные и кооперативные свойства, учится контролировать собственное поведение, у него формируются установки и стереотипы, начинают четче различаться реальность и фантазия. Основным событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации.

Краткий период пред-юности характеризуется потребностью в дружеских отношениях со сверстниками, во взаимодействии с которыми можно решать жизненные проблемы. Именно в это период происходит становление истинно человеческих взаимоотношений между людьми. В более ранние периоды межличностные ситуации характеризует зависимость ребенка от взрослых. В период пред-юности формируются отношения равенства, взаимности и взаимодействия.

В ранней юности развивается паттерн гетеросексуальной активности. Пубертатные физиологические изменения переживаются как чувство желания, из которого возникает динамизм вожделения. В этот период эротическая потребность отделяется от потребности в близости. Эротическая потребность избирает в качестве объекта человека противоположного пола, в то время как потребность в близости сохраняет фиксацию на человеке своего пола. Если эти две потребности не разведены, то, по мнению Салливана, индивид проявит скорее гомосексуальную ориентацию, чем гетеросексуальную. Многие конфликты подросткового и юношеского периода возникают из противостояния потребностей в сексуальном удовлетворении, близости и безопасности. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет стабильный паттерн поведения, удовлетворяющий его сексуальные стремления.

Поздняя юность представляет достаточно продолжительный период перехода к обязанностям, привилегиям и ответственности взрослого человека. Стабилизируется Я-система, происходит овладение более эффективными способами снижения напряжения, формируются более сильные защитные механизмы против тревоги, синтаксически развивается опыт, что позволяет раздвинуть символические границы.

Проходя эти стадии, человек достигает финального этапа – взрослости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: