Современные исследования в области психологии личности

благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.

Типологические исследования можно разделить на два направления:

· Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная);

· Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).

Примером первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой. Она изучает способности и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по типу "организм - личность". Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской. Эта типология охватывает соотношение "личность - жизненный путь", а не "организм - личность", или "личность-деятельность". В основание типологии были положены - активность, как аналог направленности и саморегуляция. Выделены две формы активности: ответственность и инициатива. Саморегуляция рассматривалась как механизм активности, а последняя - как способность личности.

В соответствии с одним из признаков современных отечественных исследований в области психологии личности активно начинают изучаться морально-нравственные особенности личностной организации. Это исследование идеалов личности, связи личностных и моральных механизмов (Н.В. Дубровина), моральных и интеллектуальных механизмов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В. Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой, проведенном под руководством М.И. Воловиковой, проверялась гипотеза Л. Колберга об опережении морального развития интеллектуальным. В отечественном исследовании была получена типология, в которой первый тип соответствует представлению Л. Колберга о зависимости морального развития от интеллектуального (дети, не достигшие интеллектуального уровня, не рассматривали моральные задачи как проблемы). Однако второй тип - дети с невысоким интеллектуальным развитием демонстрировали высокий уровень морального развития. Это направление продолжает развиваться в русле психологии понимания (В.В. Знаков).

Л.И. Анциферова разрабатывает динамическую концепцию личности. В русле этой концепции рассматриваются представления о выходе личности за свои пределы, условия достижения оптимального жизненно-деятельностного состояния, поиск новых мотивов и др.

В последнее время ею проводится исследование по проблеме "жизни и смерти", проблеме оптимального и продуктивного развития человека в период поздней взрослости. Она отмечает, что особенности психического развития в поздние годы находятся под влиянием биологических и социально-психологических факторов. Согласно А. Бандуре, изменения когнитивного функционирования больше детерминированы социальными факторами, распространенными в обществе негативными шаблонами, касающимися стареющих возрастных групп населения. Под их влиянием у пожилых людей формируется негативное отношение к себе, акцентируются промахи, снижается мотивация достижения, появляется феномен "вынужденной беспомощности". Снижается так называемый "флюидный интеллект" - способность приобретать совершенно новые знания, быстро и надежно запоминать информацию, тогда как "кристаллизованный интеллект" - способность логически действовать в знакомых условиях, при решении знакомых задач, прогрессирует на протяжении всей жизни.

Возникают способы компенсации забывания и других форм снижения психической деятельности за счет применения мнемических техник и других процедур овладения своим поведением.

Согласно Л.И. Анциферовой и целому ряду зарубежных авторов, с возрастом не обнаруживается заметного изменения в репертуаре "техник жизни". Значительно меняется лишь их иерархия.

Еще один пласт проблем, изучаемых Л.И. Анциферовой, - исследование трудных жизненных ситуаций, поведения человека в таких ситуациях и форм совладающего поведения (coping behavior). Последняя тема излагается в работах С.К. Нартовой-Бочавер.

Фундаментальные, признанные ориентации в зарубежной психологии: 1. Традиционные теории личности (В. Дильтэй, К. Левин, В. Штерн, З. Фрейд, К. Юнг и др.). 2. Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.). 3. Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сире, Э.Фромм и др.).

I. В числе традиционных теорий личности заметное место занимает фрейдизм.

В широко распространенной психоаналитической концепции, берущей начало в трудах психолога З.Фрейда, выделяются три структурных компонента личности.

В основании всей психоэнергетики находится ИД (Оно) - наиболее примитивная, бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичны, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые стремлением к удовольствию.

Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, З. Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя, таким образом, комплексы, чаще всего, не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (метод свободных ассоциаций, гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания намерений и трансфер), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.

Все это позволило З. Фрейду выделить в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.

Бессознательный является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

Сознательный содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные и другие влечения.

Отводя заметное место детству, психоаналитик обращает внимание психологов на то, что именно в этот период формируются у человека многие личностные комплексы и блокаторы. Задача психоанализа найти те слои и источники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводят к неврозу. Следовательно, для познания личности не следует не учитывать достижений З. Фрейда и его последователей. Вместе с тем нельзя это учение возводить в абсолют, так как в нем имеется немало односторонне трактуемых представлений.Психологические взгляды К. Юнга ориентированы, вслед за З. Фрейдом, на выделение в психике человека сознательного и бессознательного. Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах: а) индивидуальной (личной), б) коллективной ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.

Если инстинкты и влечения рассматриваются К. Юнгом в качестве врожденных потребностей и побуждений к определенному поведению, то архетипы (как первичные образования, человеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т.п. Процесс становления личности К. Юнг называл индивидуализацией, имеющей целью достижение особой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве. Благодаря этому она становится самостью.

Для интровертов характерна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих поступки. Им свойственны замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, необщительность. Экстравертам присуща обращенность на окружающий мир. Они импульсивны, инициативны, общительны, обладают высокой социальной адаптированностью.

В зависимости от преобладания той или иной функции психики К. Юнг выводил следующие типологии личности: мыслительный; эмоциональный; чувствующий; интуитивный.Все отмеченные положения, разработанные К. Юнгом, позволило отразить его системное понимание психики человека.

В составе традиционных теорий личности признается теория поля, предложенная Куртом Левиным. Знание их конструктивных положений способствует проникновению в глубины конкретного психического человека.

II. Новые теории личности объединяют идеи, взгляды и концепции, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через ее самоопределяющую сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; неофрейдистская теория личности, выступающая основой.Индивидуальной психологии (австриец Альфред Адлер 1870-1937); гуманистические теории личности и другие.

Среди отмеченных и других новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями многих выдающихся психологов. Гордон Оллпорт (1897-1967) разработал теорию самореализации, названную им. Концепцией функциональной автономии мотивов. Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.

Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения.Я концепция. Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими, организующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста Я, который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности им представлена 5 уровнями (системами). Иерархия потребностей по А. Маслоу включает: потребность в самоактуализации; потребность в признании и оценке; потребность в социальных связях, привязанности и любви; потребность в безопасности; физиологические нужды и потребности.

В составе новых теорий находит признание.Биосоциальная теория трех человеческих природ, которую предложил Мэрфи. По его заключению эти три природы включают следующее: первая природа человек как особый биологический вид с более острым умом и социальным инстинктом, который признается важнейшим инстинктом человека; вторая природа человек как существо, обработанное цивилизацией, культурой (конформист культуры); третья природа человек, стремящийся к индивидуальному творчеству.

Среди психологов имеется немало сторонников биосоциальных теорий. В частности, Г. Айзенк разработал двухмерную модель личности. В ней личности представлена как психобиологический феномен. Основные характеристики личности определяются двумя главными измерениями по шкалам: интровертированность экстравертированость; эмоциональная стабильность нейротизм.

III. Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Карл Леонгард выдвинул Теорию личностных акцентуаций. Он в психологии человека выделял сферу направленности интересов и склонностей эгоизм, альтруизм, тщеславие, а также сферу чувств и воли процесс протекания эмоций, скорость их возникновения, глубина, сила или слабость воли, волевая возбудимость.

Джордж Александер Келли (1905-1966) разработал.Психологию личностных конструкторов. Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события. Он отмечал, что каждый человек исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал личностных конструкторов - и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Не подтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующих предсказаний..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: