Геранкина А. Г.
Г37 Практикум по дактильной речи. Пособие для преподавателей дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1972.
64с.
В книге приводятся сведения о возникновении, развитии и применении дактильной речи при обучении глухих, об особенностях дактильной речи, правилах дактилирования и чтения с руки.
В практической части пособия даются разработки занятий по технике дактилирования, чтения с дактилирующей руки, приводится материал для упражнений.
Пособие рассчитано на преподавателей дефектологических факультетов и может быть использовано студентами.
371.9
От автора
Нарушение слуховой функции затрудняет или даже исключает возможность общения на основе слухового восприятия устной речи. Это вызывает необходимость налаживать специфические формы общения. К таким формам, в частности, относится общение при посредстве пальцевой (дактильной) и жестовой речи. Этим и обусловлено наличие в программе дефектологических факультетов педагогических институтов «Практикума по дактильной и жестовой речи». Этот практикум проходится студентами-дефектологами, избравшими своей специальностью сурдопедагогику, на IV курсе в течение одного семестра. В предлагаемом вниманию преподавателей пособии освещается часть этого курса. Отсюда и его название «Практикум по дактильной речи».
|
|
Содержание практикума отрабатывалось и апробировалось автором пособия в процессе обучения студентов Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина и Московского государственного заочного педагогического института. На этой основе автором пособия была составлена программа обучения студентов. Эта программа была утверждена Учебно-методическим управлением высших учебных заведений (1966 г.). Содержание «Практикума по дактильной речи» соответствует этой программе и учебному плану.
В процессе изучения курса студентам сообщается ряд теоретических сведений по дактильной речи. Вместе с тем под руководством преподавателя они овладевают необходимыми навыками и умениями.
Работа состоит из трех разделов.
Материал, входящий в первый раздел, излагается студентам в лекционной форме. Это по существу лекции-беседы по отдельным вопросам, касающимся теории дактильной речи. Во время этих бесед преподаватель знакомит студентов с историей возникновения и развития дактильной азбуки и дактильной речи. Здесь же освещается вопрос об особенностях дактильной речи и используемых в Советском Союзе дактильных алфавитах. В конце этой части курса раскрываются правила и особенности дактилирования и чтения с дак-тилирующей руки. В этой связи преподаватель знакомит студентов с теми трудностями, которые им будет необходимо преодолеть во время обучения дактильной речи своих будущих воспитанников — школьников с дефектами слуха. Преподаватель приводит типичные ошибки учащихся и освещает пути их предупреждения и преодоления. Все названные выше вопросы освещены автором пособия в первом его разделе.
|
|
После усвоения слушателями теоретической части курса преподаватель'
переходит к формированию у студентов навыков дактилирования и чтения с руки, без овладения которыми они не смогут общаться с учащимися школ для детей с недостатками слуха и обучать их дактильной речи. Во втором разделе «Практикума по дактильной речи» как раз и излагается разработанная и апробированная автором система занятий (типа поурочных разработок), в процессе усвоения которой студенты за сравнительно короткий срок (22 часа) овладевают знанием дактильного алфавита, навыками дактилирования и чтения с руки букв, слов, словосочетаний, предложений и разнообразных текстов. Во время проведения этих занятий имеют место такие, например, виды работ, как показ преподавателем и отраженное воспроизведение студентами отдельных дактильных знаков, считывание с руки преподавателя "и товарищей по группе слов с одновременным проговариванием и без него. Во время занятий практикуется фронтальная и индивидуальная работа. В пособии представлен и такой вид организации работы, при котором студенты практикуются в овладении дактильной речью, объединившись в небольшие подгруппы. Существенное значение для успешного овладения дактильной речью имеет выполнение студентами домашних заданий, содержание которых приводится в конце каждого из описываемых занятий.
Преподаватель найдет в книге подробные описания, относящиеся к организации и содержанию зачета, который сдается каждым из студентов в конце курса.
Третий раздел пособия носит характер приложения. В нем сосредоточено довольно большое количество слов, словосочетаний, предложений и т. п., которые студенты должны использовать по указанию преподавателя во время выполнения аудиторных и домашних заданий.
Пособие, как уже говорилось, в первую очередь предназначено для преподавателей. Вместе с тем оно, естественно, может быть использовано и студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.