Бюджета — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Бюджета




Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория.

В финансовой теории и на практике его рассматривают с двух позиций:

· по сущности экономической категории;

· по материальному выражению этой категории.

Как объективная экономическая категория бюджет отражает часть распределительных отношений, связанную с формированием и использованием основного централизованного фонда денежных средств государства.

Специфика этих отношений как части финансовых заключается в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство ( в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связанны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями экономики, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям свойственный объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих расходов государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач.

Таким образом, бюджетным отношениям присущи такиепризнаки:

· распределительный характер;

· стоимостное выражение бюджетных отношений (их носителем являются деньги);

· формирование и использование централизованного фонда денежных средств, как конечная цель бюджетных отношений.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие бюджетагосударства.

Бюджет государствакак объективная экономическая категория- это совокупность денежных отношений, связанных с распределением и перераспределения ВВП и национального богатства, с целью формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения государством его функций.




Бюджет как экономическая категория имеет следующие признаки: историчность, плановость, юридический характер и срок действия ( рис.6.2.)

  1. Историчность Бюджет как категория сформировался исторически, имеет свои специфические черты зарождения в разных странах, которые проявляются и в современных условиях
  2.   Плановость     Основой функционирования бюджета является его плановый характер
  3.   Юридический характер   Бюджет имеет силу нормативного акта    
  4.   Срок действия   Бюджет составляется и функционирует на протяжении установленного срока  

Рис. 6.2. Признаки бюджета

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Благодаря распределительной функциипроисходит концентрация денежных средств в руках государства и их использования с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; контрольная функция дает возможность узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов между различными подразделениями общественного производства. Бюджет осуществляет многогранное (межотраслевое, межтерриториальное) и многоуровневое (область, город, район) перераспределение средств. Специфика распределительной функции состоит еще и в масштабности операций, многоканальности денежных средств.



С бюджетом государства связаны все подразделения общественного производства и сферы услуг. Таким образом, распределительная функция бюджета характеризуется многократностью распределения, проявляется во всех сферах общественных отношений и используется государством для регулирования экономического и социального развития.

Контрольная функция состоит в том, что бюджет объективно через формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Основу контрольной функциисоставляет движение бюджетных средств, отражающихся в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Особенностью контрольной функции бюджета является высокий уровень централизации финансовых ресурсов в руках государства, а такая централизация всегда требует подотчетности и создает условия для организации государственного финансового контроля сверху до низу.

Как объективнаяэкономическая категория бюджет при условии ее материализации приобретает конкретные вещественные формы. По-этому бюджет, как материальное отражение экономической категории, рассматривается:

· по материальному содержанию;

· по форме;

· по организационному построению;

· по правовому характеру.

По материальному содержаниюбюджет является основным централизованным фондом денежных средств государства,который характеризуется такими признаками:

· исключительным правом государства на распоряжение средствами фонда;

· государственно-правовым регулированием процесса формирования и использования средств фонда;

· односторонним движением денежных средств в процессе формирования и использования средств фонда;

· динамичностью. Средства в фонде не накапливаются, а по мере поступления используются для финансирования расходов;

· мобильностью и масштабностью – в нем сосредотачиваются околополовины ВВП государства.

По формебюджет является основным финансовым планом государства, занимает центральное место среди всех других финансовых планов.

В бюджете отражаются результаты распределительных процессов, предусматриваются источники и объемы поступлений, направления распределения и использования средств.

Бюджет как финансовый план имеет собственную форму, является сбалансированным, его показатели тесно взаимосвязаны с другими финансовыми планами. Вертикально структура этого плана соответствует структуре бюджетного устройства. Хотя Сводный бюджет Украины в соответствии с Бюджетным кодексом не утверждается ( в процессе бюджетного планирования его показатели расчитываются), с позиции финансового плана бюджет страны

рассматривается как совокупность Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Составными частями бюджета как финансового плана являются:

· текущий бюджет;

· бюджет развития;

· общий фонд бюджета;

· специальный фонд бюджета.

По организационному построению бюджет Украины является центральным звеном финансовой системы общества и и основным звеном государственных финансов.Это звено имеет собственную структуру, которая отражена в бюджетной системе. Бюджет государства включаетгосударственный бюджет и местные бюджеты.

По правовому характеру бюджет государства является юридическим актом.

Так, Закон о Государственном бюджете Украиныявляется одним из основных законов Украины экономической направленности, он определяет основную направленность финансовой политики государства, содержание и структурные основы финансовой деятельности страны, органов государственной власти и государственного управления. На местном уровне принимают решения местных органов власти о местных бюджетах. Как закон так и решения о бюджетеявляются обязательными для исполнениявсеми субъектами отношений, связанных с формированием и использованием средств бюджетов.

Экономическая природа бюджета проявляется в том, что с его помощью государство предоставляет обществу блага и услуги, существенно влияющие на уровень и качество жизни.К таким благам принадлежат оборонастраны, национальная безопасность и правопорядок, благоустройство, образование, здравоохранение, наука, культура, охрана окружающей природной среды и др.

Назначение бюджета-обеспечить финансовыми ресурсами потребности экономического и социального развития на основе распределения и перераспределения ВВП в государстве.





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 3104; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10380 - | 8014 - или читать все...

Читайте также:

  1. Бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет
  2. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов
  3. Бюджетно-налоговая система - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в процессе регулирования экономики
  4. В. Контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета
  5. Вопрос 1. Общая характеристика доходов бюджетов. Формирование доходной части бюджетов. Виды доходов бюджета
  6. Вопрос 1. Понятие бюджетной классификации и ее значение для обеспечения формирования бюджета и его исполнения. Принципы построения и структура бюджетной классификации
  7. Вопрос 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
  8. Вопрос 1. Сущность и понятие бюджета
  9. Вопрос 10. Правовые основы регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
  10. Вопрос 2. Задачи и принципы разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы
  11. Вопрос 3. Понятие и основные принципы бюджетного федерализма. Значение федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов


 

18.232.51.69 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.