Государство создает правовые основы регламентирования страховой деятельности, осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства и эффективного развития рынка страховых услуг. Для реализации этих задач в Украине в период формирования рыночной экономики создавались соответствующие структуры.
До 2000 года Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществлялся Комитетом по надзору за страховой деятельностью, созданным 17 сентября 1993 года. Он был центральным органом государственной исполнительной власти, который находился в подчинении Кабинета Министров Украины и имел статус Государственного комитета Украины.
В процессе административной реформы Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря в 1999 г. № 157/99 функции этого комитета были возложены на департамент финансовых учреждений и рынков Министерства финансов Украины.
Начиная с 2003г. государственный надзор за страховой деятельностью осуществляет Государственная комиссия по регуляции рынков финансовых услуг Украины. Она создана в соответствии с Указом Президента Украины от 11.12.2002г. № 1153/2002 «О Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг Украины» (переименована в Национальную комиссию…… в 2011г.)
|
|
В сфере страхования Национальнаякомиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины выполняет такие функции.
1. Нормативно- правовое регулирование в сфере страхования:
- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в пределах своей компетенции;
- обобщение практики страховой и посреднической деятельности на страховом рынке, разработка и представление в установленном порядке предложений относительно развития и усовершенствования законодательства Украины о страховой и посреднической деятельности в страховании и перестраховании;
- установление правил формирования, учета и размещения страховых резервов и показателей отчетности.
2. Надзор за участниками страхового рынка :
1) регистрация и лицензирование страховой деятельности:
- ведение Единого государственного реестра страховщиков (перестраховщиков), страховых и перестрахових брокеров;
- выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности и проведение проверок их соответствия выданной лицензии;
- регистрация правил(условий) добровольного страхования, на которые выдается лицензия (а также изменений и дополнений к правилам при необходимости);
- выдача свидетельств о включении страховых и перестраховочных брокеров в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров;
|
|
2) контрольно-наблюдательная функция:
- проведение проверок относительно правильности применения страховщиками (перестраховиками) и страховыми посредниками законодательства о страховой деятельности и достоверности их отчетности;
- проведение анализа соблюдения законодательства объединениями страховщиков и страховых посредников;
- осуществление контроля за платежеспособностью страховщиков в соответствии с взятыми ими страховыми обязательствами перед страхователями.
3. Организационное и методическое обеспечение деятельности в сфере страхования:
- обеспечение проведения исследовательско-методологической работы по вопросам страховой и посреднической деятельности в страховании и перестраховании, повышение эффективности государственного надзора за страховой деятельностью;
- проведение и координация в определенном законодательством порядке
учебы, подготовки и переподготовки кадров, организация совещаний
семинаров, конференций по вопросам страховой деятельности;
- участие в международном сотрудничестве в сфере страхования и
посреднической деятельности в страховании и перестраховании,
изучение, обобщение, распространение мирового опыта, организация
выполнения международных договоров Украины по этим вопросам;
- осуществление организационно- методического обеспечения проведения актуарных расчетов.
Основными направлениями усовершенствования государственной политики в сфере страхования в Украине являются:
- дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы;
- создание оптимального соотношения между обязательным и добровольным страхованием;
- формирование комплексной системы высококвалифицированного кадрового обеспечения;
- привлечение страхового рынка к решению важнейших вопросов социального страхования;
- создание конкурентной среды между страховщиками и страховыми посредниками;
- повышение уровня информационного обеспечения;
- усиление влияния государства на проведение инвестиционной политики со стороны страховщиков.