Формирование доходов государственного бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством[6], федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов – неналоговые доходы, к которым относятся:

− доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

− доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

− доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

− средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

− доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

− иные неналоговые доходы[7].

Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

− средства, получаемые и виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

− средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

− средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

− плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

− доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;

− часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными им.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: (а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; (б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше; (в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Направления использования бюджетных средств.

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

- Принцип целевого использования средств;

- Соблюдение режима экономии;

- Безвозвратность государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Например, определенные направление расходов различных бюджетных уровней могут быть жестко регламентированы законодательством.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные вилы расходов общенационального уровня: (а) обеспечение деятельности Президента РФ. Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; (б) функционирование федеральной судебной системы; (в) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); (г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; (д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; (е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; (ж) государственная поддержка атомной энергетики; (з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; (н) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; (к) обслуживание и погашение государственного долга РФ; (л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; (м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; (н) финансовая поддержка субъектов РФ; (о) прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий: (а) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; (б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; (в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ; (г) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; (д) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; (е) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; (ж) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: (а) содержание органов местного самоуправления; (6) формирование муниципальной собственности и управление ею; (в) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; (г) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; (д) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; (е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; (ж) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; (з) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); (и) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; (к) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в велении органов местного самоуправления; (л) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; (м) реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; (н) обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание. муниципальных архивов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов; (а) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена; (б) обеспечение правоохранительной деятельности; (в) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; (г) обеспечение социальной защиты населения; (д) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; (е) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; (ж) развитие рыночной инфраструктуры; (з) обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; (и) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов к муниципальных образовании.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных па территории данного субъекта.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

- по роли в общественном производстве;

- общественному назначению;

- отраслям производства;

- целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

- расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

- расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

- расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

- расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

- расходы на социально-культурные нужды;

- военные расходы;

- расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др. В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.[8]

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды.

Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ осуществляются: (а) дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ; (б) субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятии и организации социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; (в) субвенции па компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

Средства Фонда регионального развития направляются на:

(а) финансирование федеральных программ развития регионов;

(б) оказание дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам Российской Федерации.

Особое место в бюджетной системе занимают местные бюджеты, в которых традиционно более высока по сравнению с государственным бюджетом доля средств, направляемых на социальные цели. В России из местных бюджетов финансируется более 80% учреждений образования и здравоохранения, около 80% учреждений культуры, осуществляется более 60% социальных выплат населению. В силу хронической дефицитности местные бюджеты получают дотации, субвенции и субсидии, ссуды из бюджетов вышестоящего уровня, привлекают средства путем выпуска местных облигационных займов.

Таким образом, идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: (1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; (2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); (3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; (4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

1.2 Характеристика государственных внебюджетных фондов

Немаловажной составляющей финансовой системы РФ являются государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

· назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

· выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

· реализация Программы государственного софинансирования пенсии[9].

58 управлений ОПФР по Нижегородской области обслуживают 1 033 478 пенсионера, осуществляют социальные выплаты 423 186 гражданам, ведут персональные пенсионные счета более 3,8 миллионов человек, взаимодействуют с 206 449 страхователями. 328414 жителей региона вступили в государственную программу софинансирования пенсий. 76717 сертификатов на материнский (семейный) капитал выдано Отделением. 25255 решений принято о направлении средств М(С)К на погашение ипотечных кредитов и займов на приобретение или строительство жилья[10].

Вторым по объему аккумулируемых средств является Фонд социального страхования РФ. Он предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.).

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации[11].

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования»[12].

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона[13].

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом[14], контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников[15].

Нижегородское региональное отделение Фонда существует с 1994 года.До этого времени оно так же было в составе областного совета профсоюзов. Региональное отделение осуществляет оперативное управление средствами социального страхования на территории Нижегородской области.

В состав Нижегородского отделения ФСС РФ входит 20 филиалов, из них 15 областных и 4 городских. Кроме того, в мае 2004 года в отдельный филиал выделен городской Выплатной центр, где сосредоточены все службы по начислению выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, по обеспечению инвалидов протезами и протезно-ортопедическими изделиями, федеральных льготников путевками и медицинских учреждений родовыми сертификатами.

ФСС РФ осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям:
1. Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет страховых взносов в ФСС РФ выплачиваются пособия:

· по временной нетрудоспособности;

· по беременности и родам;

· при рождении ребенка;

· работающим женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

· на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет;

· на погребение.

2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. За счет страховых взносов от несчастных случаев на производстве ФСС РФ финансирует:

· выплату пособий пострадавшим в результате несчастного случая на производстве;

· предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний;

· программу лечения и реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве.

3. Социальные программы, финансируемые из средств федерального бюджета. За счет средств федерального бюджета ФСС РФ оплачивает:

· программу родовых сертификатов;

· санаторное лечение льготных категорий граждан;

· программу протезно-ортопедической помощи инвалидам;

· дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами[16].

Фонд обязательного медицинского страхования — база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[17]. Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В 2012 году в сфере обязательного медицинского страхования участвовали 8 059 медицинских организаций. В 2012 году в медицинские организации поступило 727,2 млрд. рублей (в 2011 г. - 625,3 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 725,5 млрд. рублей. Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 января 2012 года составила 141,2 млн. человек; в том числе 54,6 млн. работающих граждан и 86,6 млн. неработающих граждан[18].

Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ним и трудового договора. Обязательное медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ обязательного медицинского страхования за счет доходов предприятий и личных средств граждан. Оно обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования Фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными[19] служат обязательные страховые взносы работодателей, недоимки по взносам, налоговым платежам, недоимки по взносам, налоговым платежам.

Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 70 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 216 филиалами СМО.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области создан Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области и Администрации Нижегородской области от 12.02.1998 г. № 20/36 «О создании в Нижегородской области Территориального фонда обязательного медицинского страхования». В настоящий момент деятельность фонда осуществляется на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2011 года № 283 “О структуре и Положении о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Нижегородской области”.

Основными задачами Фонда являются:

· обеспечение реализации ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

· обеспечение предусмотренных законодательством РФ и Нижегородской области прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

· разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Нижегородской области [20].

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само, по выражению К.Маркса, «есть продукт общества на известной ступени развития». Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов[21].

Финансы так же являются исторической категорией, они появляются и поддаются каким-либо изменениям вместе с государством. Функциями и природой государства определяется сущность финансов, роль и сфера действия в процессе общественного воспроизводства, а так же закономерность их эволюции.

От общей совокупности денежных отношений финансы обособляются только в случае возникновения конкретных исторических предпосылок, которые оказывают значительное влияние на историю финансов в целом.

Первая предпосылка. Власть монархов была существенно ограничена в результате первых буржуазных революций. Главы государств не имели возможности единолично распоряжаться и пользоваться средствами из казны, не смотря на то, что монархические режимы сохранились. Последствием чего стало появление общегосударственного фонда денежных средств, то есть бюджета.

Вторая предпосылка. Регулярный характер носило формирование и использование бюджета, что послужило почвой для возникновения системы государственных доходов и расходов, которая имела определенный состав, структуру и законодательное закрепление.

Третья предпосылка. Исключительно в денежной форме стали взиматься все налоги, о чем нам рассказывает история финансов, были введены тесты по бухучету. Что стало значимым преимуществом, так как раньше государственные доходы формировались только при помощи трудовых повинностей и натуральных податей, то к концу девятнадцатого века доля денежных налогов составляла почти 90% всех доходов бюджета.

Этот этап развития денежных отношений и государственности в истории финансов стал возможным в полной мере для создания продукта в стоимостном выражении.

Финансы выступают одновременно в исторической и экономической категориях, так как они имеют свойство возникать, развиваться и взаимодействовать со временем. История финансов выделяет во всем этом процессе два конкретных этапа. Первым из которых является этап неразвитой формы финансов, для которого характерно непроизводительное использование собранных средств, отсутствие развития в финансовой системе, слабое влияние бюджета на экономику, отсутствие других дополнительных звеньев, так как система состояла только из бюджета. Второй этап развития финансов обладает множеством звеньев, которые входят в состав финансовой системы, что позволяет оказывать высокую степень влияния на развитие экономики, а так же появляется большое разнообразие финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное разделение составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов использования финансов в экономике и соответственно определяется задействованной моделью экономики.

Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Таким образом, финансовая деятельность государства — это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Если же говорить о финансах в целом, то они представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Являясь экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода, в масштабах государства финансы играют роль средства контроля за производством и распределением материальных благ, а также средства стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

Основными признаками финансов сегодня можно считать:

- наличие определенных денежных отношений между различными субъектами, другими словами, деньги являются материальной основой функционирования и существования финансов, при отсутствии денег, не может идти речи о финансах;

- в процессе любых денежных отношений участвующие в них субъекты обладают совершенно разными правами, например, государство имеет в данном процессе особые полномочия;

- процесс денежных отношений приводит к формированию общего для всего государства денежного фонда, то есть можно говорить о том, что данные отношения носят определенный фондовый характер;

- постоянное и регулярное поступление денежных средств в бюджет обеспечивается тем, что налоги, сборы и другие обязательные платежи носят государственно-приоритетный характер, что обуславливается правовой деятельностью государства[22].

Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей[23].

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget – сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной)[24]. Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего – бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л.В. Ходский писал: «Под государственным бюджетом… разумеют бюджетную роспись, т.е. роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предполагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителем верховной власти»[25]. Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т.п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятии – возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят но расходной части соответствующего бюджета. Бюджет – это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровнен в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.п.

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней[26].

Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимается внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями[27].

В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней – государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). В качестве примера можно упомянуть о бюджетной системе Великобритании.

В федеративных (сложных) государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой – государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель (ландов) – в ФРГ, провинций – в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Для ранних стадий развития буржуазного государства характерна зависимость государственного бюджета от местных бюджетов. При этом государственный бюджет часто не имел собственных источников доходов и покрывал свои расходы за счет взносов отдельных штатов (США). С развитием производительных сил, усложнением хозяйственных связей роль центральной власти и государственного бюджета стала возрастать, что в наибольшей степени проявилось после Второй мировой войны в связи с необходимостью глобального обновления основного капитала и структурных преобразований в экономике.

За бюджетами различных уровней закрепились и свои источники доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги – подоходный, налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или иные виды налогов – косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выручку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).

Определились взаимоотношения различных уровней бюджетной системы. Модели их также разнообразны. Традиционно вышестоящие бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих уровней и соответственно направляют средства в виде субсидий и субвенций (США); субсидий и дотаций (Франция). Интересен опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидии, а финансирование капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах. В Японии местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.п.).

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Расходы государственного бюджета в мировой практике традиционно содержат следующие статьи:

− затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты);

− затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ;

− расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;

− административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;

− платежи по государственному долгу (погашение и обслуживание долга).

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры – сокращаются.

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды.

3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РФ

Федеральный бюджет РФ на 2014 г. и на плановый период 2015-2016гг.

Дефицит бюджета РФ в 2014 году запланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), доходы, как ожидается, составят в 2014 году 13,57 триллиона рублей. Бюджет сформирован исходя из рассчитанной по "бюджетному правилу" среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов — в 2015-2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития. Это правило призвано ограничить трату нефтегазовых доходов.

Дефицит бюджета в 2015 году — 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2016 году — 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП). Доходы, как ожидается, составят в 2015 году — 14,564 триллиона рублей, в 2016 году — 15,906 триллиона рублей, расходы — 15,361 триллиона рублей, 16,392 триллиона рублей соответственно.

Инфляция в 2014 году ожидается на уровне 5%, в 2015-2016 годах — 4,5%. Замедлению роста потребительских цен, в том числе, должна поспособствовать заморозка в 2014 году тарифов монополий для промышленности. Тарифы для населения в течение трех лет будут индексироваться по формуле "инфляция минус".

Впервые за последние десять лет власти заявили, что рост экономики замедляется и особых надежд на "резкий скачок", "улучшение макроэкономики" и т.д. ни у кого нет. А потому бюджет должен верстаться с осознанием данного факта и все расходы министерства должны соизмерять с реальностью (снизить свои расходы на 5%). Минфин называет это - "бюджетный маневр", что подразумевает тотальное урезание всех расходов бюджета, в нынешнем же бюджете сэкономленные на маневре деньги пойдут на приоритетные направления, а именно выполнение майских указов Президента[28].

Планируется больше не увеличивать заработную плату чиновникам и военным в течение 2014 года. Так по данным 2013 года средняя зарплата служащих администрации Президента РФ увеличилась на 46,5% и составила более 132 тысяч рублей. Всего самоэкономия принесет в бюджет 31 миллиард рублей.

Естественным монополиям — "Газпрому", РЖД и "Россетям" — приказано заморозить тарифы на 2014 год. Но не для населения, которое может даже не заметить изменения в своих платежках, а только промышленным предприятиям.

Основной доход в бюджет страны идет от нефтяных компаний, а потому в ожидании кризиса им предложен новый "нефтяной маневр": экспортная пошлина на нефть понизится, а НДПИ (налог) повысится. В результате маневра цена на бензин в нефтяной стране вырастет в 2014 году. Минфин обещает небольшой рост, но нефтяные компании планируют рост в 10-15%. Отсюда вывод, что за "нефтяной маневр" придется платить автолюбителям.

Доходы от выше перечисленных мер планируется направить, например на оборону. Не зря эксперты оценивают бюджет как военно-ориентированный. Социальная направленность бюджета не соответствует действительности. Социальные обязательства растут только номинально, а в общем объеме расходов бюджетной системы за три года снижаются. Зато расходы на оборону за три года вырастут более чем на 40%.

Военная ориентация бюджета увеличила и его секретность: по подсчетам Института Гайдара, почти 25% всех расходов попадает в закрытую часть. По словам министра финансов Антона Силуанова, рост закрытой части напрямую зависит от расходов по госпрограмме вооружений. Если в 2013 году секретным был каждый седьмой рубль, то в 2014 году — уже каждый шестой, а в 2016 году — каждый четвертый.

Плюс бюджета — то, что "бюджетное правило"[29] сохраняется, что должно сдерживать траты нефтегазовых доходов. Растут доходы от продажи нефти — растут и расходы бюджета, а стоит этим доходам упасть, как нечем будет платить зарплаты и строить мегаолимпийские стадионы. В 2014 году вместо прогнозной цены нефти в 101 доллар за баррель бюджет верстается исходя из 93 долларов, дабы направить разницу в Резервный фонд.

Но в следующем году планируется из Фонда национального благосостояния, который также сформирован на нефтяные деньги, выделить минимум 450 миллиардов рублей, а может и больше, на три инфраструктурных проекта: развитие "Транссиба" и БАМа, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань и Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье.

Еще одна из финансовых мер — это взять пенсионные накопления за 2014 год в 244 миллиарда рублей и направить их в Пенсионный фонд. Будущие пенсионеры планировали, что их ежемесячные отчисления пойдут прибавкой к их пенсии, но выяснилось, что средства за весь 2014 год выплатят нынешним пенсионерам, а будущим это вернется в виде пока неясного коэффициента в пенсионной формуле.

Сэкономленное может пойти также на антикризисные цели. Если вспомнить кризис 2008-2009 годов, то такими целями были помощь банкротящимся банкам, российскому автопрому и прочие далеко не всем понятные цели.

Главная новация этого года — программный подход. Смысл новации в том, что вместо привычных статей "Общегосударственные вопросы" и "Национальная экономика" бюджет параллельно формируется по госпрограммам. В которые кроме денег заложены понятные цели и результаты. Например, за сумму Х к 2018 году мы получим здравоохранение как в Израиле, дороги как в Европе и рождаемость как в Бангладеш.

В связи с чем, программный бюджет, по мнению Счетной палаты, получился вообще без живых цифр. Некоторые министерства решили, что добьются поставленной цели за нереальные деньги, то есть те, которые им никогда и никто не даст. Поэтому госпрограммы будут переделывать и дорабатывать.

Темпы роста российской экономики в ближайшее десятилетие по прогнозу не превысят 3%, несмотря на то, что цена на нефть — основной товар экспорта РФ, скорее всего, будет расти. Такой вывод содержится в обзоре центра развития ВШЭ[30].

Динамика роста ВВП России начала замедляться в четвертом квартале 2012 года, а по итогам девяти месяцев 2013 года экономика выросла лишь на 1,3%. Минэкономразвития планирует перелом ситуации в лучшую сторону, а также ускорение роста до 3-3,3% в 2014-2016 годах. В целом настроения экспертов достаточно пессимистичны: 3%-ный рост, который еще недавно казался неправдоподобно низким, теперь выглядит почти недостижимым. Этой отметки рост российской экономики, согласно консенсус-прогнозу, достигнет лишь через десять лет.

Всего за десять лет, с 2013 по 2022 год, российская экономика вырастет на 29%, прогнозируют экономисты. Среднегодовая цена на нефть, по оценке участников опроса, в долгосрочной перспективе будет увеличиваться — со 108 долларов за баррель в 2013 году до 117 долларов в 2022 году, хотя в ближайшие три года возможно некоторое снижение.

При этом, по оценкам экономистов, инфляционные ожидания носят достаточно умеренный характер: со следующего года — 4-5% ежегодно, а за все десятилетие — 62% (за 2003-2012 годы инфляция была в два с половиной раза выше — 157%).

Номинальный курс рубля к доллару, согласно консенсус-прогнозу ВШЭ, ослабнет к 2022 году всего на 24%, что означает реальное укрепление на 23%. По сравнению с предыдущим периодом, который характеризовался стабильным номинальным курсом при достаточно высокой инфляции, это, на первый взгляд, совсем немного. Но, с другой стороны, укрепление рубля станет важным фактором снижения конкурентоспособности российских товаров, а в нынешней ситуации, когда экономика нестабильна, это может быть очень опасным.

Областной бюджет Нижегородской области на 2014г.

Доходы областного бюджета сформированы в объеме 104,7 млрд рублей, что составляет 110% к 2013 году. Расходы — 115,5 млрд рублей (113,3% к первоначальному бюджету 2013 года). Около двух третей расходов будут направлены на социальную сферу: 20,5 млрд — на образование, 18,5 млрд — на здравоохранение, 22,7 млрд — на социальную поддержку населения. Доходы консолидированного бюджета на 2014 год сформированы в размере 133,5 млрд рублей, что составляет 110% к ожидаемому исполнению бюджета на 2013 год. С учетом федеральных дотаций доходы консолидированного бюджета достигнут 145–147 млрд рублей (Приложении 1 - 6).

Прогноз развития Нижегородской области на 2014—2016 годы характеризуется дальнейшим ростом основных макроэкономических показателей, которые на фоне общей экономической стагнации растут больше и быстрее, чем в целом по России. Так, ВРП в 2014 году вырастет в сопоставимых ценах на 4%, его объем п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: