Финансовая система Великобритании

Великобритания - одна из старейших в мире стран с рыночной экономикой и парламентско-конституционной политической системой. Формирование ее финансовой системы началось в ХI веке, во времена образования феодального государства в результате объединения многих разрозненных стран. В 1086 г. была впервые проведена перепись населения и составлены земельный и налоговый кадастры, что способствовало получению полных данных о возможных объектах налогообложения. В начале ХIII века создано казначейство, которое ведало наполнением доходами казны.

В настоящее время Великобритания – объединенное королевство, в состав которого входят Англия, Шотландия, Уельс, провинция Северная Ирландия, самоуправляемые територии острова Мэн, Нормандские острова. Уровень перераспределения ВВП через систему государственных финансов составляет около 40%.

В состав ф инансовой системы Великобритании входят:

· государственный бюджет;

· местные бюджеты

· специальные внебюджетные фонды;

· финансы субъектов хозяйствования (государственных предприятий и корпораций (рис.18.4).

Каждое звено финансовой системы является независимым и функционирует автономно. Главную роль в финансовой системе играет бюджет центрального правительства (государственный бюджет Великобритании).

Рис.18.4. Финансовая система Великобритании.

Бюджетный год в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Проект бюджета составляется казначейством (Министерством финансов). С бюджетным посланием выступает Канцлер казначейства. Детальное рассмотрение государственных расходов проводится в специальных комитетах Палаты общин и учреждениях с соответствующими полномочиями.

Особенностью бюджетного процесса Великобританииявляется принятие вместо единого бюджета нескольких законов: так называемого «финансового закона» с изменениями в бюджетных доходах и законов о расходах.

После одобрения Палатой общин бюджетный законопроект передается в Палату лордов и подписывается главой королевской власти. Отчет об исполнении бюджета заслушивается Парламентом.

Государственный бюджет состоит из двух частей:

· обычного бюджета или Консолидированного фонда. Из него финансируются расходы текущего характера: военные, гражданские, социальные, расходы на экономику, содержание государственного аппарата; и расходы постоянного обслуживания: проценты по обслуживанию долга, расходы на содержание Королевы;

· Национального фонда займов, призначенного для финансирования расходов инвестиционного характера: погашение государственного долга, предоставление кредитов местной власти, капиталовложения в государственные корпорации.

Для Великобритании характерным является осуществление жесткого контроля за бюджетными расходами, их эффективностью и рациональностью.

Главным источником доходов бюджетов являются налоги. Налоговая система Великобритании состоит из общегосударственных и местных налогов. К общегосударственным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог за регистрацию автомобиля, НДС, акцизы, налоги на социальное страхование, на имущество, предпринимательские налоги. Общегосударственные налоги составляют около 90 % всех налоговых поступлений. Основной местный налогмуниципальный, но органы местной власти могут вводить дополнительные сборы на конкретные местные потребности.

Бюджетный дефицит покрываетяс с помощью государственных займов, принципы которых являются достаточно жесткими.

Это такиепринципы:

Ø правило «стабильного инвестирования», требующее стабильного и разумного размера государственного долга (он не может превышать 30% ВВП);

Ø «золотое правило» государственных финансов, требующее чтобы размер правительственных займов соответствовал расходам правительства на инвестиционные программы.

Большую часть государственного долга составляет внутренний долг, что минимизирует зависимость страны от внешних заимствований. Главными долговыми обязательствами правительства Великобритании являются безрисковые государственные облигации «джилтс». Они являются рыночными ЦБ; основными их собственниками являются пенсионные фонды и страховые компании.

Финансы местных органов власти (графств и округов) включают местные бюджеты и внебюджетные фонды местного самоуправления. Главным источником доходов местных бюджетов являются муниципальные налоги, основными из них является налог на жилище, сборы за транспортные средства. Дополнительными источниками доходов являются субсидии центрального правительства, различные сборы и доходы от продажи лицензий. Расходы местных бюджетов подразделяются на текущие и капитальные. Главными направлениями расходов местных бюджетов являются жилищное и дорожное хозяйство,образование, местная власть, судебная система, охрана окружающей природной среды, полиция.

Внебюджетные фонды преимущественно имеют характер социальных.

Среди них главную роль играет Фонд национального страхования, из которого финансируются программы социального характера(см. рис 18.4.). источниками формирования доходов фонда являются взносы работодателей и наемных работников, ассигнования из бюджета. Доходы от инвестиционной деятельности фонда.

Среди научно-исследовательских фондов главное место занимает Фонд национальной корпорации по развитию исследований. Его поступления формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. За счет средств фонда осуществляются капитальные вложения частных предприятий, которые занимаются научными разработками и внедрением их результатов в производство.

В сфере управления финансовым рынком Великобритании создано единое учреждение Управление по финансовому регулированию и надзору, которое отвечает за выполнение нормативных требований относительно деятельности участников финансового рынка и обеспечение своевременного реагирования на изменения рыночной среды.

Государственный сектор Великобритании охватывает незначительную часть предприятий, сосредоточенных в приоритетных для страны отраслях.

Вступление Великобритании в Европейское Экономическое Сообщество

(в последующем Европейский Союз) в 1972 г. и вхождение в единый европейский рынок позволили правительству осуществить экономические реформы в сфере поддержки занятости, структурных изменений, охране окружающей природной среды и в других сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: