Современные тенденции в распространении корпоративной финансовой информации

На сегодняшний день в деловом обороте применяются три основные формы финансового репортинга:

§ финансовая/бухгалтерская отчетность, составляемая в соответствии с принятым стандартом и предоставляемая в регулирующие и другие органы, уполномоченные государством;

§ годовые отчеты, представляемые в выбранном компанией формате иным пользователям;

§ интернет-репортинг.

Финансовая/бухгалтерская отчетность создается в стандартизированном формате и предоставляется в соответствии с законодательством в Государственную налоговую службу и ее территориальные подразделения, территориальные отделения Росстата, Федеральную службу по финансовым рынкам (для участников фондового рынка). Кроме того, компании, проходящие процедуры IPO и листинга, предоставляют финансовую/бухгалтерскую отчетность на биржи, проводящие торги ценными бумагами.

В случае выхода компании на международные фондовые рынки отчетность предоставляется:

§ Управлению по финансовым услугам Великобритании (U.K. Financial Services Authority — FSA) и Управлению по листингу Великобритании (United Kingdom Listing Authority — UKLA) - для компаний, чьи акции находятся в листинге Лондонской фондовой биржи (LSE),

§ Комиссии по ценным бумагам и биржам США (U.S. SEC) — для компаний, имеющих листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) или NASDAQ,

§ Франкфуртской фондовой бирже и т.д.

Каждая биржа формирует свои требования к раскрытию информации.

Первая попытка собрать годовые отчеты от своих участников была предпринята в 1860 г. биржей NYSE. Не все согласились тогда предоставить отчеты. Так, железнодорожная компания Delaware, Lackawanna and Western Railroad отказалась присылать бумаги, отметив, что «фирма не занимается производством отчетов и не выдает никакой отчетности». Между тем, затея NYSE со временем увенчалась успехом, и в 1897 г. от другой железнодорожной компании (Northern Pacific Railway Company) она уже принимала отчет на 154 страницах, заверенный Price Waterhouse and Co., Auditors. Сейчас биржа получает годовые отчеты по форме 20-F и от ряда российских компаний, среди которых Вымпелком, МТС, Мечел и Вимм-Билль-Данн.

В зависимости от размера компании, способа формирования капитала и вида деятельности бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит опубликованию, что придает ей статус публичной отчетности. В Великобритании, Испании, Италии финансовая отчетность крупных компаний подлежит регистрации в специальном правительственном органе. Во Франции в дополнение к регистрации она публикуется в специальном Бюллетене. В Германии отчетность всех компаний публикуется в Коммерческом Регистре, а крупных компаний – в Федеральной газете.[33]

Годовые отчеты формируются в выбранном компанией формате. В их основе лежит финансовая отчетность, представляемая в регулирующие органы, но ориентируются они, главным образом, на акционеров/инвесторов. Формат годового отчета не регламентирован, и каждая компания формирует его в соответствии с собственными представлениями об информативности и наглядности. По сути, это презентационный, а не бухгалтерский отчет. Его задача - донести до целевой аудитории наиболее важную информацию о компании и показать ее (компанию) в максимально выгодном свете, сделать это в интересной и привлекательной форме, чтобы отчет запомнился тому, для кого он изначально предназначался.

Современный годовой отчет – продуманный, наглядный и красочно изданный документ, содержащий обширную и четко структурированную информацию. Средний бюджет годового отчета европейской компании составляет более сотни тысяч евро, включая печать и разработку текста, которую чаще всего отдают на аутсорсинг. В таких отчетах лишь 15% объема отводится финансовой информации, остальные 85% - информации, ориентированной на целевые аудитории[34].

Содержание годовых отчетов европейских компаний, как правило, включает:

· обращение руководителей и их биографию;

· описание рынка (в среднем 6-7 % объема стандартного годового отчета европейской компании);

· общую информацию о компании (ключевые события года, бренды, корпоративная культура, перспективы роста) (25%);

· описание клиентской базы (около 15%);

· описание стратегии компаний (более 40%);

· анализ основных финансовых показателей в динамике за 3-5 лет (прибыль, показатели рентабельности, затраты, движение денежных cредств); кроме того, описываются направления инвестиций в основной капитал, динамика капитальных вложений, финансовый рычаг, эффективность контроля над расходами, показатели повышения производительности.

Тенденцией последних лет является рост внимания к нефинансовым показателям в корпоративной отчетности. На сегодняшний день в мире существует более 60 стандартов подготовки нефинансовых отчетов, но наиболее широкое распространение получила инициатива GRI (Global Reporting Initiative). По данным GRI сегодня в мире нефинансовые отчеты публикуют около 6000 компаний, при этом примерно 5000 из них используют формат GRI. Этот стандарт предполагает формирование годовых отчетов по трехмерной шкале итоговых показателей: экономических, экологических, социальных[35]:

§ экономические показатели: прибыль (чистая прибыль/доход, прибыль до вычета процентов и налогов, валовая прибыль, средняя рентабельность авансированного капитала, дивиденды), нематериальные активы (отношение рыночной капитализации к балансовой стоимости, человеческий капитал, НИОКР, прочие капиталовложения, финансовый рычаг), оплата и производительность труда, налоги, развитие местных сообществ, поставщики, продукты и услуги;

§ экологические показатели (энергия, сырье и материалы, вредные выбросы в атмосферу, промышленные стоки и твердые отходы, транспорт, землепользование, биохимические аспекты производства и поставок продуктов и услуг), которые оцениваются по соответствующей методике;

§ социальные показатели: качество менеджмента (текучесть кадров, соотношение вакантных и занятых рабочих мест, участие работников в принятии управленческих решений, уровень удовлетворенность работников трудом и др.), охрана здоровья и безопасность труда (зарегистрированные нарушения и несчастные случаи, число увечий и рабочих дней, пропущенных по болезни, количество прогулов, инвестиции в охрану здоровья и технику безопасности в расчете на одного работника), отсутствие дескриминации (доля женщин в руководстве, частота и характер юридических претензий в связи с дескриминацией и др.), подготовка кадров (доля расходов на обучение в сумме годовых операционных издержек, средний уровень образования и его изменение) и др.

В 2013 году опубликован новый стандарт G4 глобальной инициативы GRI.

В последние годы GRI совместно с Международной комиссией по интегрированной отчетности (IIRC) разрабатывает новую парадигму годовых отчетов. Старая парадигма, фиксирующая прошлое компании и поверхностно – ее краткосрочную перспективу, замещается новой парадигмой, ориентированной на будущее компании. Годовые отчеты этого формата должны содержать детализированную информацию, характеризующую видение перспектив компании, и именуются интегрированными отчетами.

Интегрированный отчет – это краткая информация о том, как стратегия, корпоративное управление, деятельность и перспективы компании в контексте внешней среды ведут к созданию ценности в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Основными пользователями интегрированных отчетов являются поставщики финансового капитала.

Интегрированный отчет базируется на трех фундаментальных основах:

· шести видах капитала - финансовом, производственном, человеческом, интеллектуальном, природном и социальном, которые являются источником стоимости компании;

· бизнес-модели, которая раскрывает механизм создания стоимости компанией (потребляемые ресурсы, деловые операции, результаты производства товаров и услуг и общие результаты деятельности - внутренние и внешние, положительные или отрицательные);

· движении стоимости (увеличение, уменьшение или трансформация капитала, в т.ч. финансовые результаты, но не ограничиваясь ими) в разных временных горизонтах[36].

Наряду с совершенствованием структуры и формата годового отчета в последние десятилетия проводятся конкурсы годовых отчетов европейских компаний. Помимо конкурса отчетов, по инициативе журнала IR Magazine, начиная с 2001 года, проводится исследование European Annual Report & IR Web Site Yearbook, в рамках которого оцениваются основные тенденции в области формирования годовых отчетов и их использования в отношениях с инвесторами[37].

В ответ на передовой зарубежный опыт в области составления и презентации годовых отчетов в России в целях развития корпоративной культуры в 1998 году биржей РТС впервые был проведен аналогичный конкурс, ставший впоследствии ежегодным. В 2013 году ОАО Московская Биржа провела XVI конкурс годовых отчетов, в котором приняли участие 85 компаний.

Победителями в главной номинации «Лучшее комплексное представление компании» признаны [38]:

1 место: Уралкалий

2 место: Газпром нефть

3 место: Интер РАО ЕЭС

4 место: Аэрофлот

5 место: Мобильные ТелеСистемы.

Стандартизированная финансовая отчетность, годовые отчеты в выбранном компанией формате, а также иная информация, относящаяся к прошлым и будущим периодам, обычно размещается на сайте компании. Этот канал распространения корпоративной финансовой информации именуется Интернет-репортингом. Интернет-репортинг не стандартизируется, не зависит от периодичности (квартал, год и т.д.) и в силу этого является наиболее мобильным. Парадигма Интернет-репортинга существенно отличается от "бумажного" возможностями реализации мультимедиа-вставок и гиперссылок, а также интерактивностью и легкостью внешнего аудита. Для него характерно разнообразие контента (агрегированные финансовые отчеты, детализированная информация количественного и качественного характера и др.), форм представления отчетов (в стиле "бумажных" отчетов или с участием мультимедийных средств, широкий спектр навигационных инструментов (гипертекста, поисковых полей и др.).

Современный Интернет-репортинг во всем его многообразии зачастую характеризуется вольной трактовкой правил игры в этом способе распространения финансовой информации. Для него характерны:

§ проблема контента: электронное распространение информации бизнес-отчетов зачастую сводится к обобщенной информации и отсутствию важной финансовой информации, необходимой инвестору для принятия обоснованного решения;

§ проблема границ предоставляемой информации (финансовые прогнозы, пресс-релизы и т.д.), из которых в Интернет-версии не всегда видно – где заканчивается информация, подтвержденная аудитором, и начинается информация, достоверность которой никем не гарантируется;

§ проблема конечных пользователей: исконные свойства web-среды - доступность информации всем, в любом месте и в любое время, в то время как финансовая информация обычно рассчитана на специфическую категорию пользователей, например, финансовых аналитиков; это создает риски конфликтов с непрофессиональными инвесторами, неспособными верно оценить представленную информацию и принимающими неверные решения вследствие неверной интерпретации данных;

§ вольная интерпретация правил, по-разному трактующих границы дозволенного (например, в США Комиссия по ценным бумагам приравнивает Интернет-репортинг к "бумажной" отчетности, а Американский институт сертифицированных аудиторов (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) в своих стандартах утверждает, что электронные сайты являются средствами распространения информации и не являются "документами" в их обычном понимании.

Для решения проблем Интернет-репортинга Международная палата бухгалтерских стандартов IASC (International Accounting Standards Board) в 1999 сформулировала пакет рекомендаций по предоставлению финансовых отчетов через Интернет. В них затронуты такие вопросы как многомодальный (электронный и печатный) репортинг, использование международных стандартов, полнота данных, языки, конверсия валют, а также безопасность, доступность, удобство сайта и ссылки - как внешние, так и внутренние.

Итак, для развитых рынков характерна многоканальность распространения корпоративной финансовой информации. Помимо регулирующих органов в этом процессе задействованы фирменные справочники, каталоги, проспекты, справки банков, материалы специализированных информационных компаний, компьютерные базы данных и т.д. Повседневной практикой стал выпуск информационных обзоров, где приводятся списки фирм и лиц, нарушающих деловую этику и дезинформирующих деловое сообщество. Разнообразие источников информации о компаниях и их комплексный характер за рубежом являются эффективной поддержкой финансового репортинга.

Зарубежные тенденции в раскрытии корпоративной информации, передовая теория и практика формирования и распространения ее в России способствуют развитию культуры составления и продвижения годовых отчетов и появлению новой для страны подсистемы корпоративного менеджмента – финансовый репортинг. Аутсорсинг в бизнес-процессах оформления и распространения корпоративной финансовой информации формирует национальную индустрию годовых отчетов и становится неотъемлемым элементом инфраструктуры финансового рынка.

В целом, качественный и количественный анализ распространенного в России порядка раскрытия корпоративной информации позволяет сформулировать следующие его особенности:

§ применяемая в России модель учета и отчетности с жесткой регламентацией и ярко выраженной фискальной ориентацией обусловливает неполноту раскрытия информации и непривлекательность финансовой отчетности в силу частичного отражения в ней фактов финансово-хозяйственной деятельности;

§ невысокая транспарентность российского бизнеса и обусловленное этим отсутствие полной и обесценение существующей корпоративной информации, а также несовершенство внутрифирменного финансового репортинга и неиспользование всех его возможностей для позиционирования компании в деловом сообществе;

§ недостаточная востребованность финансовой информации потенциальными потребителями: деловым сообществом вследствие ее невысокой достоверности, населением вследствие низкой финансовой грамотности.

Такая отчетность аккумулируется территориальными органами статистики, и на ее основе выводятся статистические параметры регионов и отраслей, а также национальной экономики в целом. По этим данным, в свою очередь, делаются оценочные выводы аналитиками, научной общественностью, средствами массовой информации, деловым сообществом. Эти же данные предоставляются международным организациям для формирования мировой статистической информации, межгосударственных сравнений и обобщений. Получателем этой информации, в частности, является Международный валютный фонд, который в 1996 г. разработал Специальный стандарт распространения данных (ССРД)[39] для стран-членов МВФ, имеющих или стремящихся получить доступ на международные рынки капитала. ССРД МВФ ориентирован на расширение доступа экономическим экспертам во всем мире к своевременной и полной статистической информации в целях предупреждения или, по крайней мере, снижения тяжести кризисов на мировых финансовых рынках. Однако современные реалии и глобальный финансовый кризис показали, что меры, предпринимаемые МВФ по предупреждению финансовых кризисов недостаточны. В частности, корпоративная финансовая информация, содержание которой обусловлено национальными особенностями (не только российскими), является недостаточно достоверной для объективного представления экономических процессов национального и межнационального характера.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последние годы в раскрытии корпоративной информации в России прослеживаются позитивные тенденции, в числе которых:

§ смена восприятия годового отчета в российском менеджменте: от рисков в распространении информации среди недоброжелателей до элемента статуса компании;

§ растущий интерес компаний к подготовке годового отчета, причем не только публичных, на которых законодательством возлагается обязанность в опубликовании информации о результатах деятельности, но и непубличных компаний, для которых такой способ распространения информации является добровольным;

§ повышение качества годовых отчетов российских компаний, их наполнение сбалансированной информацией о внешних и внутренних компонентах формирования стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: