В соответствии с постановлением СМ РБ от 20 апреля 1993г. “О государственных кадастрах природных ресурсов” государственный земельный кадастр является разновидностью природноресурсовых кадастров.
Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства и развитием системы налогообложения земель как источника дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель.
Земельный кадастр представляет собой свод систематизированных и достоверных данных обо всех землях РБ, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная система учета и оценки земель государственный земельный кадастр базируется на следующих основных принципах:
1) единство системы земельного кадастра
2) полнота сведений земельного кадастра
3) достоверность сведений земельного кадастра
4) непрерывность ведения земельного кадастра
5) совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других природноресурсовых кадастров.
|
|
Как природноресурсовый кадастр государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель (ст. 142 КоЗ).
Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.
Содержание земельного кадастра определяется ст. 143 КоЗ и постановлением СМ РБ от 31 декабря 1991 г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.
Земельный кадастр включает 4 элемента:
1) данные о распределении земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный участки.
2) данные о распределении земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли).
3) данные о качественном состоянии земель в зависимости от их естественно-природных свойств.
4) данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса.
Все земельно-кадастровые сведения документируются по единым для РБ формам (в текстовом, графическом и электронном виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный орган по земельным ресурсам - Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии РБ (ст. 144 КоЗ).
Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:
* первичные документы на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности
|
|
* государственные земельно-кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и распорядительных органов:
* государственные земельно-кадастровые книги, города;
* государственный земельный кадастр области, города Минска;
* государственный земельный кадастр республики.
Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами.
ЗК ведется территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории РБ.
ЗК предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования земельных ресурсов, поэтому он является необходимым элементом на всех этапах гос. управления землями.