Буддизм, иудаизм и другие религиозные меньшинства в России.
Буддизм является самой древней из мировых религий. Возникнув в Индии в середине I тысячелетия до нашей эры, и пережив там расцвет, он закрепился в культуре народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Буддисты различных толков, школ и сект представлены практически во всех странах мира. В Шри-Ланке, Бутане и некоторых странах Юго-Восточной Азии буддисты составляют большинство населения. В настоящее время последователей буддизма в мире насчитывается около 500 млн. человек.
В середине VI в. до нашей эры индийское общество переживало глубокий социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности, социального и духовного господства брахманизма в Северной Индии. Брахманизм, восходил к племенным культам древних арьев и признавал высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний — Веды. Он сочетал высокоразвитую религиозно-философскую мысль и богатый понятийный аппарат с архаическими социальными нормативами, закреплявшими племенной принцип принадлежности к социально-политической группе, в первую очередь к сословию - варне.
Социальным фоном экономического кризиса стали распад традиционных связей, конец всемогущества родовой организации, незащищенность личности перед новыми социальными явлениями. Разложение основной производственной ячейки — большой патриархальной семьи — и переход к земледельческой соседской общине подрывали власть племени и требовали нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.
В это время Индия изобиловала отторгнутыми или сознательно ушедшими из мира аскетами, пытавшимися найти утраченное ими и обществом в целом чувство социально-психологического комфорта. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие и интерес к их идеям широких масс населения.
На северной окраине индоарийского культурного ареала, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личхавов, Бриджи — арьянизированных, но политически оппозиционных архаичным элитам и центральным структурам. Эти племена были носителями культурного наследия брахманизма, но влияние брахманов в их среде было ослаблено. Именно в этой среде, в среднем течении Ганга, стали появляться, активно проповедовать разного рода мудрецы, учителя, школы и секты, предлагавшие свое мироощущение. Не все учителя вышли за границы привычного, но уже весьма аморфного брахманизма, не все оставили учеников. Среди нескольких основных направлений поисков ответа на «социальный запрос» индусского общества наиболее успешным тогда оказался буддизм.
Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени Шакья») удалось доступно и убедительно выразить умонастроения и ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно освободиться, есть путь освобождения
Возможно, за легендарной фигурой основателя буддизма, скрывается реально существовавший человек. Согласно древнему преданию, знатный член племени Шакья — «царевич» Сиддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед универсальной для индийского самосознания идеей бесконечной череды перевоплощения души. Его не удовлетворили попытки в рамках традиционного мышления брахманизма понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздаяния-кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Не дал ответа и традиционный метод интуитивного познания — аскеза. Сформулированная же в процессе сверхинтенсивных, сконцентрированных до состояния транса размышлений этическая концепция, воспринятая как озарение («просветление»), оказалась убедительной для очень многих, ставших последователями Будды (буддха — «просветленный»).
В течение своей жизни Будда обучал разным методам, но при его жизни ничего не было записано. Через несколько месяцев после ухода Будды собрались 500 его учеников (позднее это собрание стало известно как Первый буддийский совет), чтобы устно утвердить то, чему учил Будда. Ученики по памяти воспроизводили различные отрывки услышанных ими бесед. Несмотря на то, что это собрание текстов, известное под названием «Трипитака», или «Три корзины», было воспроизведено по памяти и официально утверждено уже в этот ранний период, записано оно было значительно позже. Причиной этого было то, что письменный язык использовался в то время только в коммерческих или административных целях и никогда не использовался для научных целей или целей обучения.
Не все учения Будды передавались устно открыто. Считалось, что некоторые из них предназначены для будущего, поэтому они изустно передавались из поколения в поколение учителями и учениками тайно.
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда письменных произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма. Трипитака была кодифицирована около III в. Тексты Трипитаки разделены на три части - питаки: Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Трипитаки составляет Суттапитака. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам. В третьей «корзине» – Абхидхармапитаке - заключаются главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.
В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Согласно буддийскому учению, она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.
Однако буддизм не отрицает индивидуального «сознания», которое «несет в себе» весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване. В соответствии с учением о дхармах «поток сознательной жизни» индивидуума, в конечном счете, является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия.
Первая из четырех «благородных истин» буддизма формулируется так: «В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение - страдание; расстройство здоровья - страдание; смерть - страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние - страдание; союз с нелюбимым - страдание; разлука с любимым - страдание; неполучение страстно желаемого – страдание. Короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) – страдание».
Путь к спасению указывает «вторая благородная истина». Она гласит, что источником страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества». «Что же является благородной (третьей) истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них». В своем основном и главном значении палийское слово «ниббана» или санскритское «нирвана» означает «затухание», «угасание», «успокоение». Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние «полного небытия», при котором «перерождения-страдания» кончаются. «Четвертая благородная истина» - практический путь, который ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно «срединным путем» или «благородным восьмеричным путем» спасения. Это:
1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».
2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла.
5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.
6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.
8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.
В буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящееся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается посредством контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием, и полная сосредоточенность и решимость. В отличие от христианства, личному спасению во Христе буддизм противопоставляет путь к нирване, где лишившаяся индивидуальности душа должна слиться с абсолютным «ничто».
Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом «судьба», а буквально означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние.
Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение.
Этический кодекс буддизма Панча Шила (Пять заповедей), сводится к следующему:
1. Воздерживайся от убийства.
2. Воздерживайся от воровства.
3. Воздерживайся от блуда.
4. Воздерживайся ото лжи.
5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.
В I веке н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна («Малая колесница») и Махаяна («Большая колесница»). Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
Различные расколы и менее значительные расхождения в трактовке основных положений привели к разделению Хинаяны на 18 школ, в которых на различных индийских диалектах передавались незначительно отличающиеся друг от друга тексты.
Хинаяна («Малая или Скромная колесница») - означает «движение ума», то есть путь мышления, чувства, действия, который ведет к определенной цели. Она скромная в том смысле, что предполагает методы достижения скромной, а не высшей цели. Она существует для тех, кто просто работает над преодолением своих собственных проблем, т. к. для них было бы непосильно работать с целью преодоления всеобщих проблем. Вместо того чтобы стремиться стать буддой, они стремятся стать освобожденными людьми.
Будда учил, что когда человек достигает нирваны, или освобождается от собственных проблем, тогда поток сознания прерывается или гаснет подобно свече. Это помогает людям, не преследующим высшие цели, не быть подавленными страхом, а также дает им возможность ощутить, что действительно наступит конец их страданиям, и таким образом вступить на путь Хинаяны.
В Хинаяне содержатся основополагающие учения, признаваемые также и Махаяной, а именно: все учения о карме (причинно-следственная связь); все правила этической самодисциплины; анализ деятельности умственной и эмоциональной сфер; указания как развить способности к концентрации, а также как достичь мудрости, чтобы преодолеть заблуждения и увидеть реальность. Учения Хинаяны включают также способы развития чувства любви и сострадания. Любовь определяется как желание счастья другим людям, а сострадание - как пожелание другим людям освободиться от их проблем. Махаяна развивает эти положения, добавляя к ним принятие на себя ответственности за действенную помощь другим людям, не ограничиваясь только пожеланием им добра.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.
В наши дни Хинаяна распространена в Юго-Восточной Азии, особенно в Шри-Ланке (остров Цейлон), Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе.
Буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты. Все это находится в соответствии с основным буддийским методом обучения с помощью «искусных средств»
Характерная особенность буддизма заключается в его приспособляемости к культурам различных стран, где он получил распространение. Например, в то время как во всех странах монашеские обеты принимаются на всю жизнь, в Таиланде возник обычай принятия обета на определенный срок.
Ранний буддизм отличается простотой обрядности. Ее главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
В VI - VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) - монах в ламаизме. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с божеством: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомого идеального государства (Шамбалы), которому, согласно ламаизму, предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.
За многие годы своего существования буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние буддизма, сохраняется множество монахов (в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина). Буддийские монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, центров просвещения и искусства.
В России буддизм представлен в основном в качестве ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управлением Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболамы и достаточно долгое время находился в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном невдалеке от г. Улан Уде.
В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру (шаманизм), а на восточном берегу под влиянием монголов обратились к буддизму.
Вместе с буддизмом на территорию Бурятии проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г. в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам.
Проникновение буддизма в Бурятию, способствовало распространению среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обогащающие опыт бурятских эмчи-лам.
После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба, как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938 гг. все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни один дацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10.
С 1991 г. ведется строительство новых храмов. Ныне существуют действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике. Иволгинский дацан на протяжении длительного времени был резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главы Хамбо-ламы. Религиозные церемонии в Иволгинском дацане ведутся на тибетском языке. Традиционен буддизм, также в Калмыкии.
Калмыки — единственный этнос в Европе, исповедующий буддизм. Они являются ветвью ойратов (западных монголов), населявших Джунгарию (ныне территория Северо-западного Китая). Массовое распространение буддизма среди ойратов происходило на рубеже XVI-ХVII вв. Тогда же утвердился государственный статус буддизма во всех ойратских улусах, были определены правовое положение буддийского духовенства и имущественные права хурулов (дацанов), составлен оригинальный калмыцко-ойратский алфавит, ставший основой старо-калмыцкой письменности, и начат перевод тибетской буддийской литературы.
Еще одним религиозным меньшинством в нашей стране является иудаизм. Эта, относящаяся к национальным религия возникла задолго до Рождества Христова, но под собственно иудаизмом правильно следует понимать веру еврейского народа на протяжении последних двух тысяч лет.
История отношений богоизбранного еврейского народа с Богом и откровения Божии через пророков запечатлевались в течение веков в священных книгах, составивших впоследствии Ветхий Завет. В иудаизме эти книги называются Танах и делятся на Закон (Тора), Пророки и Писания.
Родоначальником еврейского народа был Авраам. Духовный опыт, который приобрел Авраам, он передал своему народу, Израилю. Однажды Авраам услышал голос Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе, и Я произведу из тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие, 12, 1-3). Авраам откликнулся и всегда был послушен Богу, и Бог выполнял Свои обещания.
Авраам передал опыт богообщения своим потомкам, из которых в действительности возник народ, хранивший веру Авраама. Эта вера была тогда единственной в мире монотеистической религией. Авраамиты поклонялись Единому Богу, Личности, Творцу мира. После того как Израиль через Моисея на горе Синай принял Завет (Десять заповедей), заключив с Богом союз взаимной верности, он стал называться «народом Божиим».
В Ветхом Завете повествуется, что потомки родоначальника избранного народа Авраама оказались в рабстве у египтян. Бог повелел Моисею вывести народ из рабства и привести в ту землю, которую Он обещал потомкам Авраама. По пути из Египта в землю обетованную (то есть обещанную) народу был дан Закон. В новой земле первоначально Сам Бог был правителем своего народа. Но народ, по мере оскудения в нем веры, захотел иметь над собой обыкновенного земного царя, по подобию устройства соседних царств. Третий по счету царь, Соломон, построил в Иерусалиме Храм, и богослужение совершалось только там. Основной формой богослужения были жертвоприношения животных.
Вавилонский царь Навуходоносор (604 - 562 до Р.Х.) разрушил Иерусалимский Храм и увел еврейский народ в плен. В годы Вавилонского плена, когда израильтяне потеряли возможность собираться в храме Соломона для служения Богу, им осталось лишь исполнять главные заповеди Ветхого Завета. После 538 года до Р.Х, когда персидский царь Кир разрешил им вернуться на родину, они построили новый Храм на месте разрушенного. В IV веке до Р. X израильтяне были завоеваны греками, а в I веке до Р.Х. - римлянами.
В I веке по Рождеству Христову среди евреев были чрезвычайно сильны мессианские ожидания. Они надеялись на пришествие Мессии как земного царя, который восстановит могущество их народа. Поэтому иудеи и отвергли Иисуса Христа, Царство Которого «не от мира сего» (Иоанн, 18:36).
Через 37 лет после распятия Христа римский полководец Тит разрушил Храм, и еврейский народ рассеялся по всему миру.
История еврейского народа тесно связана с религиозными изменениями в отношении к Ветхому Завету как источнику Божественного Откровения. Начиная с конца вавилонского пленения евреев (VI в. до Р.Х.) на их религиозную традицию оказывают влияние дуализм персидских религий, эллинистическая философия и др. В иудаизме возникает фигура фарисея (отделенного) - учителя мудрости и наставника в исполнении религиозных правил. Разрушение последнего иерусалимского Храма в 70 г. по Р.Х. стало окончательным переходом к раввинистическому иудаизму, который выражается, прежде всего, в совместной молитве в синагоге (молитвенном доме собраний) и изучении текста Торы под руководством раввинов и законоучителей. Иудейская молитва отныне пронизана надеждой на восстановление храма и возвеличивание евреев как «избранного народа» под властью царя-мессии в государстве со справедливым политическим устройством. Молитва рассматривается как духовное замещение жертвоприношений во временно несуществующем ныне храме.
Формируется система детализированных комментариев к Ветхому Завету, направленных на регламентацию повседневной жизни евреев «в соответствии с Торой» (Мишна, Галаха). Деятельность толкователей-масоретов в VII — XI веках привела к появлению раввинистической Библии, включающей в себя многочисленные комментарии и разъяснения.
В средние века наибольший подъем иудаизм пережил в Испании. Известным представителем иудаизма того времени был Моше бен Маймон, или Маймонид (1135— 1204), который развил иудейскую религиозную мысль на основании философии Аристотеля.
Под влиянием Маймонида формируется понятие о двух уровнях смысла в тексте Танаха: буквальном — для большинства и философском — для избранных. Постепенно раввины пришли к идее тайных смыслов, сокрытых в Торе. Разрабатывались различные способы проникновения в «тайны Торы» через медитацию и разного рода магические приемы, объединенные в оккультном учении каббалы. Каббала являет собою смесь иудаизма с гностицизмом и неоплатонизмом, ее главный сакральный текст — книга Зохар, опубликованная в Португалии в XIII веке, представляет собою пример отхода иудаизма от монотеизма. В книге Зохар излагается пантеистическое учение о мире как эманации Божества.
После XV века, когда испанская инквизиция устроила гонения на евреев, многие из них переселились в Османскую империю, Италию, Германию, Польшу и другие европейские страны. К началу XX века большинство евреев проживало в Российской империи.
В XVIII веке на территории Польши и Украины среди евреев возникает движение «благочестивых» — хасидов. Они противопоставляли исполнению закона и изучению Талмуда восторженную молитву и служение ближнему. В хасидизме важная роль отводилась харизматическим учителям цадикам (праведникам), которые претендовали на роль посредников между верующими и Богом.
Иудаизм как в мире в целом, так и в России был и остается национальной религией евреев.
В VIII-X вв. иудаизм был государственной религией в Хазарском каганате.
В период Московского великого княжества, а позднее Московского царства евреи были в русских городах единичны, проживали там преимущественно временно (в основном – при дворах правителей). Ситуация кардинально изменилась в последней четверти XVIII в., когда после трех разделов Польши, в состав России была включена значительная ее часть, на которой проживали, наряду с другими народами, около 0,7 млн. евреев. C тех пор иудаизм де-факто и де-юре стал одной из религий России.
По переписи 1897 г., в Российской империи насчитывалось 5 млн. 125 тыс. евреев. В конце XIX – начале XX вв. они составляли крупнейшую в мире еврейскую общину, включавшую более половины еврейского этноса и, соответственно, последователей иудаизма.
К началу Великой Отечественной войны в СССР проживало около 5 млн. евреев. За 1941-1945 гг. общие потери советских евреев составили более половины их довоенной численности. По данным последней советской переписи 1989 г., в пределах Российской Федерации насчитывалось 551 тысяча евреев (всего в СССР – 1378 тысяч). В середине 90-х гг. российских евреев числилось приблизительно 345 тысяч человек.
Среди других религиозных меньшинств России следует назвать католицизм, лютеранство и некоторые другие, протестантские и восточные монофизитские христианские конфессии.