Понятие и содержание инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент — одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития.

Аспекты инновационного менеджмента:

 
 


Наука и искусство управления инновациями:

Инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.

В отечественной экономической литературе и официальных документах теоретические достижения и практический опыт нашли наибольшее отражение в работах, посвященных проблемам управления, научно-технической политики (НТП), развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.

Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений:

¢ представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на предприятии.

¢ состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

¢ состав функций и задач управления регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, инновационное предприятие, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования.

¢ предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации.

¢ предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными их исполнителями — руководителями разного уровня.

Инновационный менеджмент:

¢ предполагает структурное оформление инновационной сферы.

¢ инновационное предприятие (ИП) — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций, менеджмент которых включает:

1. систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;

2. институт менеджеров – руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования ИП.

¢ на ИП можно выделить три иерархических уровня менеджмента - высший, средний и низший. Объем и значимость последствий, принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего к высшему менеджменту.

Задачи и формы инновационного менеджмента:

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции.

Критериями эффективности организации инновационных процессов ИП в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции.

Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов ИП, что составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента. Она имеет эндогенный и экзогенный аспекты.

По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратегическую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию ИП и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента на ИП.

Эндогенная гармонизация:

Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:

¢ выработка стратегической инновационной концепции;

¢ определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

¢ построение организационной структуры и структуры управления инновациями;

¢ планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;

¢ подбор и расстановка кадров, обеспечение эффективного использования потенциала ИП;

¢ календарное распределение работ и контроль за их исполнением;

¢ создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.

Экзогенная гармонизация:

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационного предприятия с суперсистемами окружающей среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений внешней среды. В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:

¢ формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;

¢ организация и проведение маркетинговых исследований;

¢ учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;

¢ оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций);

¢ организация кооперации в инновационных программах;

¢ учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.

Организационные структуры инновационного менеджмента:

Методической основой классификации инновационных организаций (ИО) являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на которых работает ИО, и другие аспекты.

¢ Маркетинговая организация (МО) – организация, занимающаяся сегментацией рынка, разработкой нормативов конкурентоспособности, реализацией концепции маркетинга в подразделениях ИО, определением системы сбыта, рекламой и стимулированием ускорения сбыта товаров.

¢ НИО, исследовательские центры (ИЦ) – организации, занимающиеся научной и экспериментальной проверкой возможности материализации нормативов конкурентоспособности товаров, разработкой новшеств, их апробацией.

¢ Проектно-конструкторская организация (ПКО), специальное конструкторское бюро (СКБ) – организации, занимающиеся конструкторскими разработками и проектированием идей, проверенных НИОКР, экспериментированием и испытаниями новых образцов товаров в целях обеспечения их конкурентоспособности.

¢ Проектно-технологическая организация (ПТО) – организация, занимающаяся разработкой и изготовлением технологических систем производства товаров с минимальными затратами ресурсов и высокого качества.

¢ Строительно-монтажная организация (СМО) – организация, занимающаяся разработкой проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, по расширению, реконструкции или техническому перевооружению и строительством в связи с разработкой новшеств или внедрением инноваций.

¢ Организация по материальному обеспечению производства (ОМОП) – организация, занимающаяся нормированием и анализом эффективности использования ресурсов; проектированием оптимальных каналов обеспечения производства материальными ресурсами, непосредственным обеспечением ими производства, а также их утилизацией (восстановлением).

¢ Финансовые организации (ФО) – организации, занимающиеся регулированием финансово-кредитного механизма, денежных потоков, банковских взаимоотношений инновационной организации с поставщиками, потребителями и внешней средой.

¢ Предприятие (компания, фирма) – организация, занимающаяся освоением производства новой продукции, серийным производством, тактическим маркетингом и сбытом готовой продукции.

¢ Сервисная организация (СО) – организация, занимающаяся управлением качества сервиса продукции от изготовителя до ее потребителя.

¢ Ремонтная организация (РО) – организация, занимающаяся по договору с потребителями техническим обслуживанием и ремонтами продукции.

¢ Научные парки (НП) - инновационные организации, формирующиеся вокруг крупных научных центров (университеты. институты).

¢ научных, проектных, конструкторских и других организаций в целях повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства.

¢ Финансово – промышленная группа (ФПГ) – организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

¢ Холдинг (холдинговая компания). Форма организации ФПГ, предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний).

¢ Консорциум – временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени.

¢ Транснациональная корпорация (ТНК) – общество с дочерними фирмами и филиалами в различных странах.

¢ Технопарк – компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства.

¢ Технополис - специально созданный комплекс в одном регионе, рядом с центром научных идей (небольшом городе с развитой инфраструктурой), включающий фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл.

¢ Стратегический альянс (СА) - соглашение участников межфирменной кооперации (корпорации) на проведение комплекса сложных работ по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию результатов.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение инновационному менеджменту?
  2. Что является объектом инновационного менеджмента?
  3. Назовите основные аспекты инновационного менеджмента.
  4. В чем заключается роль науки и искусства управления инновационным менеджментом?
  5. Что представляет собой инновационный менеджмент как специфический вид деятельности и процесс принятия управленческих решений?
  6. Какие положения характерны для менеджмента инновационных предприятий?
  7. Какие иерархические уровни менеджмента можно выделить на инновационном предприятии?
  8. Какой вид деятельности характерен для высшего менеджмента на инновационном предприятии?
  9. Какой вид деятельности характерен для среднего менеджмента на инновационном предприятии?
  10. Какой вид деятельности характерен для низшего менеджмента на инновационном предприятии?
  11. Назовите основную целевую задачу инновационного менеджмента.
  12. Назовите основные формы инновационного менеджмента.
  13. Какие задачи необходимо решить для эндогенной гармонизации инновационного менеджмента?
  14. Какие задачи необходимо решить для экзогенной гармонизации инновационного менеджмента?
  15. Перечислите организационные структуры инновационного менеджмента.
  16. Охарактеризуйте деятельность маркетинговой организации.
  17. Охарактеризуйте деятельность исследовательские центров, организаций.
  18. Охарактеризуйте деятельность проектно-конструкторских организаций.
  19. Охарактеризуйте деятельность проектно-технологических организаций.
  20. Охарактеризуйте деятельность строительно-монтажной организации.
  21. Охарактеризуйте деятельность организации по материальному обеспечению производства.
  22. Охарактеризуйте деятельность финансовых организаций.
  23. Охарактеризуйте деятельность предприятия (компании, фирмы).
  24. Охарактеризуйте деятельность сервисной организации.
  25. Охарактеризуйте деятельность ремонтной организации.
  26. Охарактеризуйте деятельность научных парков.
  27. Охарактеризуйте деятельность корпораций.
  28. Охарактеризуйте деятельность финансово – промышленной группы.
  29. Охарактеризуйте деятельность технополиса.
  30. Охарактеризуйте деятельность холдинга.
  31. Охарактеризуйте деятельность консорциума.
  32. Охарактеризуйте деятельность транснациональной корпорации.
  33. Охарактеризуйте деятельность технопарка.
  34. Охарактеризуйте деятельность стратегического альянса.

Литература:

  1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 327с.
  2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446с.
  3. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
  4. Крючкова С.Е. Введение в инноватику: Учебное пособие. – М.: МГТУ «Станкин», 2001. – 187с.
  5. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в Российской экономике. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 120с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: