Лекция 1. 1 введение в дисциплину

План:

  1. Понятие инновации.
  2. Принципы инновационной деятельности.

Глоссарий:

¢ Новшество – результат умственной деятельности, не нашедший отражения в продукте, процессе и не имеющий коммерческого воплощения.

¢ Нововведение, инновация – результат умственной деятельности, нашедший отражение в продукте, процессе и имеющий коммерческое воплощение.

¢ Инновационный процесс – процесс превращения новшества в инновацию.

¢ Инновационный лаг – период осуществления инновационного процесса.

¢ Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

¢ Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Классификации инноваций:

¢ Технологические – инновации, направленные на создание и освоение новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране природы;

¢ Производственные – инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;

¢ Экономические – инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности;

¢ Торговые – инновации, направленные на изменения сбытовой деятельности;

¢ Социальные – инновации, связанные с изменениями условий труда, социального обеспечения коллектива;

Управленческие – инновации, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия управленческих решений.

Жизненный цикл инновации:

¢ Научная стадия инновации – связана с получением новшества. Проявляется в виде нового знания, идеи, замысла.

¢ Экспериментальная (исследовательская) – проявляется в виде поиска путей наиболее эффективной реализации нового знания, идеи, замысла. Заключительным этапом этой стадии является создание промышленного образца инновационного продукта, готового к тиражированию или практическому использованию.

¢ Производственная – тиражирование, практическое использование, утилизация использованного инновационного продукта.

Типичные изменения в производственных и рыночных отношениях
(по Й. Шумпетеру):

¢ Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:

1. изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2. изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;

3. изменения вследствие использования нового сырья;

4. изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;

5. изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

Теория промышленных циклов Н. Д. Кондратьева:

¢ Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.

¢ Н. Д. Кондратьев исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В его основе лежат рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

¢ Н. Д. Кондратьев выделил короткие, средние и длинные промышленные циклы.

— В основе коротких (3-5 лет) лежат изменения в потребительского отношения к производимой продукции.

— В основе средних (7-10 лет) лежит смена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и др.

— В основе длинных (40-60 лет) лежит смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и др.)

Источники инноваций (по Драккеру):

¢ Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача.

¢ Несоответствие между реальностью такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.

¢ Изменение потребностей производственного процесса.

¢ Изменения в структуре отрасли или рынка.

¢ Демографические изменения.

¢ Изменения в восприятии и в ценностных установках.

¢ Новые знания, научные и не научные.

Принципы новаторской деятельности:

¢ анализ источников инновационных возможностей;

¢ концептуальность и восприимчивость;

¢ простота, направленность, активность;

¢ избегать универсальности, направленность на конкретную задачу.

Нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы больших финансовых вложений и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные источники инноваций.
  2. Какие признаки характерны для инноваций, основанных на неожиданном событии.
  3. Какова роль неудачи в инновационной деятельности.
  4. Перечислите несоответствия между реальностью и её отображением.
  5. Назовите основные критерии определения потребностей производственного процесса.
  6. Назовите основные факторы, ограничивающие потребности производственного процесса.
  7. Какие показатели характерны для отраслевой структуры инновационной деятельности.
  8. Перечислите демографические факторы, влияющие на инновационную деятельность.
  9. Какова роль ценностных восприятий как источника инновационных идей.
  10. Назовите основные отличия инноваций основанных на новых знаниях.
  11. Назовите основные принципы инновационной деятельности.
  12. Определите стратегию реализации нововведения.

Литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 327с.

2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446с.

3. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

4. Крючкова С.Е. Введение в инноватику: Учебное пособие. – М.: МГТУ «Станкин», 2001. – 187с.

5. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в Российской экономике. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 120с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: