Подводя итоги анализа основных этапов правового самовоспитания, их содержания и роли в этом процессе, приходим к следующим выводам

Во-первых, правовое самовоспитание - это необходимая и эффективная часть правовой социализации субъектов права в современном динамично развивающемся обществе. Оно есть четко, целенаправленно самоорганизованный, автономный процесс формирования и развития собственной правовой культуры субъектом права. Оно должно сопровождать субъектов права в процессе всей их жизни, особенно активизируясь во время трех кризисных точек их жизни.

Во-вторых, в силу своей сложности правовое самовоспитание как изначально независимое, лично организованное субъектом направление правовой социализации недоступно многим субъектам права. Многие субъекты права не подготовлены к самостоятельному правовому самовоспитанию по самым разным основаниям - по возрасту, слабоволию, отсутствию достаточных правовых знаний, умений, навыков такой самостоятельной деятельности и т.д.

Как справедливо утверждают ученые, чаще всего самостоятельное (автономное) правовое самовоспитание (как и самовоспитание любое другое) есть продолжение процесса правового воспитания.

Автономное (самостоятельное) правовое самовоспитание большинства субъектов права, таким образом, чаще всего формируется и созревает в лоне демократического правовоспитательного процесса. Оно, по сути, есть результат этого успешного процесса. В самом правовоспитательном процессе правовое самовоспитание воспитуемого субъекта занимает центральное место. Ибо само правовое воспитание, если оно не является насилием над воспитуемым, невозможно без стремления к совершенствованию собственной правовой культуры. В демократическом процессе правового воспитания основная задача субъекта правового воспитания как раз и состоит именно в том, чтобы пробудить у воспитуемого стремление совершенствовать свою правовую культуру и умело руководить процессом ее саморазвития.

Таким образом, правовое самовоспитание формируется в ходе демократического правовоспитательного процесса. В нем субъектов - воспитания и самовоспитания - накрепко связывает общая (единая) цель - формирование высокой правовой культуры воспитуемого.

Правовая культура как цель правового воспитания играет разнообразную роль в процессе правового воспитания.

На первой ступени правовоспитательной деятельности идеальный образ высокой правовой культуры личности содержится только в голове субъекта правового воспитания. Он служит ему в качестве инструмента выработки конкретной правовоспитательной программы. Для выработки таковой воспитатель должен выявить соответствие уровня развитости всех элементов реальной правовой культуры воспитуемого тому идеальному образу современной высокой правовой культуры, содержащемуся в его голове, сопоставив их. Это сопоставление выявит все дефекты реальной правовой культуры данного воспитуемого, точнее, всех ее элементов: правовых знаний, правовой убежденности (правовой установки) и социально-правовой активности. Это позволит воспитателю избрать наиболее оптимальные формы, средства и методы развития реальной правовой культуры воспитуемого до идеального образца - цели правового воспитания, что и составит содержание научно обоснованной программы правового воспитания данного воспитуемого.

На второй ступени процесса правового воспитания его цель и программа ее достижения должны служить индикатором как для субъекта, так и для объекта этого процесса (воспитуемого). Для этого цель и программу действий для ее достижения прежде всего следует довести до сознания воспитуемого таким образом, чтобы они стали и его желанной целью, ибо, как известно, против воли никого воспитать невозможно. Важно помнить, воспитуемый - это не только объект, но и субъект демократического правовоспитательного процесса и без его стремления к самосовершенствованию своей правовой культуры, его правовой активности в этом направлении правовое воспитание обречено на неудачу. А это значит, что к правовоспитательному процессу необходимо подключить правовое самовоспитание воспитуемого.

Осознанная и целеустремленная деятельность воспитуемого, направленная на саморазвитие и совершенствование своей правовой культуры, начнется только тогда, когда он глубоко усвоит современный образ высокой правовой культуры и твердо решит его достигнуть (цель правового воспитания станет его персональной целью), а также усвоит истинные дефекты элементов своей настоящей правовой культуры, которые следует устранить.

Самовоспитательная работа по совершенствованию правовой культуры воспитуемым постоянно направляется и стимулируется субъектом правового воспитания. На основе выработанного плана правового воспитания субъект правового воспитания должен ставить воспитуемому самовоспитательные задачи, формировать определенные правовые потребности, включать его в правовую деятельность - познавательную, исполнительную и т.д. Необходимо позаботиться и о том, чтобы воспитуемый овладел и активно использовал важнейшие методы самовоспитания: самоубеждение, самообязательство, самокритику, самопринуждение, самоприказ, самонаказание и др.

На всем пути правового воспитания оба субъекта (воспитания и самовоспитания) совместно должны осуществлять систематическое сопоставление цели правового воспитания с реально развивающейся правовой культурой воспитуемого, что позволит им совместно и своевременно корректировать целенаправленность как воспитательных, так самовоспитательных действий, вовремя совершенствовать их формы, средства и методы.

Идеальный образ высокой правовой культуры в качестве цели (содержащейся в головах субъектов и воспитания, и самовоспитания) правового воспитания свою направляющую роль процесса правового воспитания завершает моментом достижения ее уровня реальной правовой культурой воспитуемого. Но, однако, этот образ, постоянно уточняемый, должен служить путеводной звездой субъекту правового самовоспитания, отправившемуся в самостоятельное плавание по весьма сложному правовому пространству современного общества.




double arrow
Сейчас читают про: