Правовая культура субъектов права длительно формируется и постоянно изменяется в процессе всей жизни субъектов в правовой среде общества, в процессе их правовой социализации. В науке существуют два подхода к роли самого субъекта в процессе социализации.
Первый подход к социализации - субъектно-объектный. Он исходит из пассивности человека в процессе его социализации. Такой подход присущ тоталитарному обществу. Второй подход к социализации - субъектно-субъектный. Человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется (приспосабливается) к обществу (стихийная социализация), но и сам активно влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого в процессе как воспитания, так и самовоспитания. В современном цивилизованном обществе социализация не может не носить субъектно-субъектный характер.
Субъектно-субъектная правовая социализация как часть общей социализации субъектов права есть весьма сложное социальное образование. В ней в определенной мере условно можно выделить три следующих компонента: а) стихийная правовая социализация субъектов права во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств правовой жизни общества; б) организованная и целенаправленная правовая социализация субъектов права (правовое воспитание); в) автономное правовое самовоспитание субъектов права.
Автономное правовое самовоспитание включает в себя четыре этапа: принятие решения о правовом самовоспитании; правовое самопознание; выбор средств, составление плана; реализация плана.
Первый этап правового самовоспитания логично начинать с принятия субъектом права твердого решения о необходимости своего правового совершенствования. И чтобы сознательно определиться с целью своего правового самовоспитания (а ею в его сознании должен быть идеальный образ высокой правовой культуры), субъект права должен глубоко усвоить понятие и структуру правовой культуры, обладать знаниями и умениями анализа состояния (уровня развития всех элементов) собственной правовой культуры. Затем он должен обладать знаниями и умениями относительно того, как использовать цель (идеальный образ высокой правовой культуры, содержащийся в его правовом сознании) в качестве инструмента для эффективного управления процессом самовоспитания.