Оперативный эксперимент или провокация: пределы возможного

Долгинов С.Д., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермского государственного национального исследовательского университета.

В современных условиях борьбы с преступностью одной из актуальных дискуссионных тем стала провокация взяток и коммерческого подкупа, а также провокация иных преступлений.

1. В юридической деятельности под провокацией (от лат. provokatio) понимается подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые могут повлечь за собой тяжкие последствия. В уголовно-правовом смысле провокация является разновидностью подстрекательства, т.е. уголовно наказуемым деянием, заключающимся в склонении одним лицом (подстрекателем) другого лица к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК РФ). При этом подстрекатель осознает, что склоняет лицо к совершению преступления, и желает его склонить.

Юридическая природа провокации определяется следующими характеристиками: а) провокация осуществляется в порядке односторонней умышленной деятельности со стороны провоцирующего лица и не охватывается сознанием провоцируемого; б) провокационные действия направлены на вовлечение другого лица в совершение преступления; в) провокация имеет целью не совместное достижение преступного результата, а использование спровоцированного преступного деяния лица с целью изобличения последнего в содеянном.

2. Полагаем, что для правильного понимания сути провокации необходимо разобраться в сущности оперативного эксперимента, его целях, задачах и требованиях к проведению. Согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативный эксперимент - это оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое путем создания негласно контролируемой и управляемой ситуации с целью выявления и задержания лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление. Необходимость проведения оперативного эксперимента в большинстве случаев обусловлена потребностью выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, с помощью различных ловушек. При этом нужно исключить искусственное создание доказательств совершения преступления, связанное с провоцированием лица к совершению противоправных действий.

Поскольку эксперимент проводится путем создания негласно контролируемой и управляемой ситуации во внешней окружающей среде, то негласность выражается лишь в отношении к лицам, представляющим оперативный интерес. При этом подозреваемое лицо должно оказаться перед добровольным осознанным выбором его поведения: совершать или не совершать преступные действия либо отказаться от завершения уже начатого противоправного деяния. Процесс создания негласно контролируемой ситуации может сопровождаться влиянием на проверяемых, побуждающим их к действиям, раскрывающим их причастность в той или иной форме к подготовке или совершению преступлений, к обнаружению их преступных связей, к раскрытию таких способов криминальных действий, как заключение преступных сделок, привлечение соучастников, покупателей предметов, веществ, запрещенных в свободном обороте (наркотиков, оружия, антиквариата).

3. Оперативный эксперимент проводится в отношении как уже выявленных проверяемых и разрабатываемых, так и предполагаемых преступников. Моделируется ситуация в расчете на то, что неизвестные пока преступники будут действовать в сходной, но уже контролируемой ситуации: выставляются разного рода ловушки, приманки для угонщиков автомобилей, карманных воров, мошенников, содержателей притонов и т.д. Вместе с тем во всех случаях при моделировании контролируемой ситуации действия сотрудников оперативно-розыскных органов не должны носить характер провокации, т.е. они не должны оказывать активное давление на проверяемых, подталкивать, вызывать решимость, оказывать им содействие в совершении общественно опасных действий. Исключив подстрекательство и побуждение лиц к неправомерным действиям (включая и действия негласного сотрудника), оперативный сотрудник берет под контроль начавшуюся реализацию преступного умысла, фиксирует происходящие события и факты. Проведение оперативного эксперимента в подобных ситуациях не является провокацией, ибо не инициирует преступное поведение.

4. Ввиду особой сложности данного оперативно-розыскного мероприятия и избегания необоснованности его проведения, недопущения провокации закон установил, что оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Юридически очевидно, что эксперимент допускается только на основании письменного разрешения руководителя, выраженного в форме специального постановления, подготовленного инициатором мероприятия - оперативным работником. В ситуации, когда у руководителя нет оснований для принятия законного решения, но он все-таки разрешает проводить такие действия, данный факт означает выдачу "безналичного" постановления, ведь на момент вынесения постановления нет в наличии никаких конкретных сведений криминального характера и тем более подозреваемого лица. Вся надежда на то, что если кто-нибудь "поймается", то постановление задним числом можно поправить по факту эксперимента. Но в любом случае это явное несоответствие предписаниям закона.

Таким образом, критериями разграничения правомерности оперативного эксперимента и провокации преступления (определение допустимых пределов как с моральной, так и с юридической точки зрения) являются:

а) инициативные действия (со стороны проверяемых лиц), зафиксированные одним из способов, перечисленных в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 108 УПК РФ;

б) отсутствие действий (со стороны должностных лиц), связанных с фальсификацией получаемой доказательственной информации, искусственным созданием улик и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: