Районный уровень государственного управления

Функции государственного управления АПК на районном уровне в основном выполняет районное управление сельского хо­зяйства и продовольствия (рис. 12).

Управление имеет двойное подчинение — администрации рай­она (линейное) и региональному управлению сельского хозяйства (функциональное). Его возглавляет начальник, который назнача­ется на должность и освобождается от нее главой администрации района по согласованию с региональным управлением сельского хозяйства. Начальник управления одновременно заместитель гла­вы администрации района.

Районные управления сельского хозяйства играют двойствен­ную роль. С одной стороны, они выступают как органы местного самоуправления, с другой — выполняют функции государственно­го управления и прежде всего контрольно-надзорного характера.


Рис. 12. Структура управления АПК района (типовой вариант)

Деятельность управлений финансируется из районных бюдже­тов. Это свидетельствует о том, что в определении роли, функций, полномочий, ответственности, структуры и численности их реша­ющую роль играет районная администрация.

Реформы привели к существенным изменениям в районных управлениях сельского хозяйства. Так, на начальном этапе реформ в их штате было примерно 40—50 человек, сегодня — в два-три раза меньше. Причем тенденция к снижению численности персо­нала сохраняется.

По сути, функции районных управлений аналогичны функци­ям региональных управлений сельского хозяйства. Основное раз­личие заключается в том, что специалисты районных управлений чаще участвуют в решении конкретных проблем, непосредственно связанных с деятельностью формирований АПК: сельскохозяй­ственных, перерабатывающих, сервисных и торговых организа­ций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хо­зяйств.

Основные задачи районного управления следующие:

участие в формировании и реализации в районе федеральной, региональной и местной аграрной политики;

создание условий для развития сельскохозяйственного произ­водства, перерабатывающей промышленности и агросервиса;

развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, ин­теграции и иных экономически и социально обоснованных про­цессов;

обеспечение поставок сельскохозяйственной продукции и про­довольствия в региональный и федеральный фонды;

укрепление ресурсной базы АПК района (кадровой, финансо­вой, материально-технической);

разработка и реализация мероприятий по воспроизводству пло­дородия почв, развитию семеноводства, сортоиспытанию, сорто-обновлению, производству посадочного материала;

содействие научно-техническому прогрессу, развитию системы информационно-консультационного обслуживания;

помощь в налаживании предприятиями и другими формирова­ниями АПК района внутренних, межрайонных и иных внешних экономических, научно-технических и иных деловых связей;

развитие аграрной науки и распространение передовых техно­логий и методов хозяйствования;

обеспечение роста занятости и доходов сельского населения, решение других социальных проблем в АПК района;

эффективный государственный контроль и надзор за соблюде­нием формированиями АПК района требований нормативно-пра­вовых актов, касающихся охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, технического состояния машинно-трак­торного парка и оборудования, охраны окружающей среды, соблюдения ветеринарного устава и осуществления мер по защите животных, проведения карантинных и иных ограничительных и профилактических мероприятий;

содействие в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в АПК района.

В районах существуют различные структуры управлений сельс­ким хозяйством. В некоторых по аналогии с региональным уров­нем управление разделено на четыре блока: производственный, экономический, переработки и торговли, контрольно-надзорный. Как правило, их возглавляют главные специалисты.

Развитие рыночных отношений способствовало повышению роли подразделений районного управления, выполняющих право­вые, экономические (включая маркетинговые) и контрольно-над­зорные функции. При этом несколько снизилась роль отраслевых подразделений по растениеводству, животноводству. Вызвано это ростом самостоятельности формирований отрасли, недостаточ­ным уровнем предоставляемых им услуг.

Полномочия районного управления сельского хозяйства в ос­новном сводятся к праву получения информации, необходимой для выполнения их функций: участия в подготовке проектов нор­мативно-правовых документов, направленных на развитие АПК района; осуществления контроля деятельности формирований АПК района, включая проверку правильности использования ре­сурсов, выделенных при содействии районной администрации.

Районные управления сельского хозяйства несут ответствен­ность за выполнение возложенных на них задач, то есть разработ­ку и реализацию мер, направленных на обеспечение эффективно­го функционирования АПК района.

Обострение конкуренции привело к усилению интеграцион­ных процессов в районных АПК. Началось создание районных аг­ропромышленных формирований, включающих производство, переработку, сервисное обслуживание, хранение и торговлю. Это способствует совершенствованию отношений участников интег­рации, повышению их экономической устойчивости и конкурен­тоспособности.

Практика показала, что создание районных формирований оп­равдано в тех случаях, когда роль интегратора берет на себя эконо­мически крепкая организация, возглавляемая опытным руководи­телем. В большинстве районов таковыми, как правило, являются перерабатывающие организации (в основном молокозаводы и мя­сокомбинаты) и элеваторы.

Развитие рыночных отношений в АПК и связанных с этим ин­теграционных процессов способствует постепенной трансформа­ции роли, функций и структуры районных управлений сельского хозяйства. Суть этих изменений главным образом заключается в сокращении численности этих управлений, прежде всего за счет отраслевых подразделений, ориентации их на выполнение функций информационно-консультационного характера, повышении доли контрольно-надзорных функций.

В целом районное звено системы управления АПК, как и феде­ральное и региональное, находится в стадии адаптации к рыноч­ным условиям. Поэтому процесс оптимизации функций и струк­туры этих органов продолжается.

Контрольные вопросы и задания

1.Чем обусловлена взаимосвязь функций и структуры управления?

2.Перечислите функции федеральных органов управления АПК.

3.Каковы задачи управления АПК на региональном уровне?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: