Функции государственного управления АПК на районном уровне в основном выполняет районное управление сельского хозяйства и продовольствия (рис. 12).
Управление имеет двойное подчинение — администрации района (линейное) и региональному управлению сельского хозяйства (функциональное). Его возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее главой администрации района по согласованию с региональным управлением сельского хозяйства. Начальник управления одновременно заместитель главы администрации района.
Районные управления сельского хозяйства играют двойственную роль. С одной стороны, они выступают как органы местного самоуправления, с другой — выполняют функции государственного управления и прежде всего контрольно-надзорного характера.
Рис. 12. Структура управления АПК района (типовой вариант)
Деятельность управлений финансируется из районных бюджетов. Это свидетельствует о том, что в определении роли, функций, полномочий, ответственности, структуры и численности их решающую роль играет районная администрация.
|
|
Реформы привели к существенным изменениям в районных управлениях сельского хозяйства. Так, на начальном этапе реформ в их штате было примерно 40—50 человек, сегодня — в два-три раза меньше. Причем тенденция к снижению численности персонала сохраняется.
По сути, функции районных управлений аналогичны функциям региональных управлений сельского хозяйства. Основное различие заключается в том, что специалисты районных управлений чаще участвуют в решении конкретных проблем, непосредственно связанных с деятельностью формирований АПК: сельскохозяйственных, перерабатывающих, сервисных и торговых организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств.
Основные задачи районного управления следующие:
участие в формировании и реализации в районе федеральной, региональной и местной аграрной политики;
создание условий для развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса;
развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, интеграции и иных экономически и социально обоснованных процессов;
обеспечение поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды;
укрепление ресурсной базы АПК района (кадровой, финансовой, материально-технической);
разработка и реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв, развитию семеноводства, сортоиспытанию, сорто-обновлению, производству посадочного материала;
|
|
содействие научно-техническому прогрессу, развитию системы информационно-консультационного обслуживания;
помощь в налаживании предприятиями и другими формированиями АПК района внутренних, межрайонных и иных внешних экономических, научно-технических и иных деловых связей;
развитие аграрной науки и распространение передовых технологий и методов хозяйствования;
обеспечение роста занятости и доходов сельского населения, решение других социальных проблем в АПК района;
эффективный государственный контроль и надзор за соблюдением формированиями АПК района требований нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, технического состояния машинно-тракторного парка и оборудования, охраны окружающей среды, соблюдения ветеринарного устава и осуществления мер по защите животных, проведения карантинных и иных ограничительных и профилактических мероприятий;
содействие в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в АПК района.
В районах существуют различные структуры управлений сельским хозяйством. В некоторых по аналогии с региональным уровнем управление разделено на четыре блока: производственный, экономический, переработки и торговли, контрольно-надзорный. Как правило, их возглавляют главные специалисты.
Развитие рыночных отношений способствовало повышению роли подразделений районного управления, выполняющих правовые, экономические (включая маркетинговые) и контрольно-надзорные функции. При этом несколько снизилась роль отраслевых подразделений по растениеводству, животноводству. Вызвано это ростом самостоятельности формирований отрасли, недостаточным уровнем предоставляемых им услуг.
Полномочия районного управления сельского хозяйства в основном сводятся к праву получения информации, необходимой для выполнения их функций: участия в подготовке проектов нормативно-правовых документов, направленных на развитие АПК района; осуществления контроля деятельности формирований АПК района, включая проверку правильности использования ресурсов, выделенных при содействии районной администрации.
Районные управления сельского хозяйства несут ответственность за выполнение возложенных на них задач, то есть разработку и реализацию мер, направленных на обеспечение эффективного функционирования АПК района.
Обострение конкуренции привело к усилению интеграционных процессов в районных АПК. Началось создание районных агропромышленных формирований, включающих производство, переработку, сервисное обслуживание, хранение и торговлю. Это способствует совершенствованию отношений участников интеграции, повышению их экономической устойчивости и конкурентоспособности.
Практика показала, что создание районных формирований оправдано в тех случаях, когда роль интегратора берет на себя экономически крепкая организация, возглавляемая опытным руководителем. В большинстве районов таковыми, как правило, являются перерабатывающие организации (в основном молокозаводы и мясокомбинаты) и элеваторы.
Развитие рыночных отношений в АПК и связанных с этим интеграционных процессов способствует постепенной трансформации роли, функций и структуры районных управлений сельского хозяйства. Суть этих изменений главным образом заключается в сокращении численности этих управлений, прежде всего за счет отраслевых подразделений, ориентации их на выполнение функций информационно-консультационного характера, повышении доли контрольно-надзорных функций.
В целом районное звено системы управления АПК, как и федеральное и региональное, находится в стадии адаптации к рыночным условиям. Поэтому процесс оптимизации функций и структуры этих органов продолжается.
Контрольные вопросы и задания
1.Чем обусловлена взаимосвязь функций и структуры управления?
2.Перечислите функции федеральных органов управления АПК.
3.Каковы задачи управления АПК на региональном уровне?