Принципы построения структуры управления

При формировании структуры управления производством необходимо руководствоваться организационными принципами, выработанными многолетней отечественной и зарубежной прак­тикой.

Структура управления характеризуется многими качественны­ми свойствами, которые трудно формализуются (полномочия ра­ботников, их ответственность, отношения между ними и т. д.), по­этому при ее формировании необходимо умело сочетать анализ факторов с соответствующими принципами. Чем сложнее объект управления, тем большую роль в формировании структуры управ­ления играют принципы (правила), которым она должна отвечать.

Рассмотрим основные принципы построения структуры управ­ления.

Демократические принципы управления предполагают правиль­ное соотношение централизации и децентрализации принятия ре­шений, способствующее разделению стратегических и текущих за­дач. В соответствии с этими принципами структуру управления необходимо совершенствовать до такой стадии, при которой будут обеспечиваться единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.

Принцип системного подхода требует формирования совокупно­сти управленческих решений, реализующих все цели функциони­рования предприятия.

Принцип управляемости предполагает фиксированное соотно­шение числа руководителей и подчиненных. При формировании аппарата управления необходимо стремиться к оптимальности этого соотношения. Важно распределение управленческих реше­ний по уровням, предусматривающее рациональную степень за­грузки руководителя, принимающего решения. Если загрузка ру­ководителя превышает допустимые нормы, резко снижается дей­ственность и оперативность управления. Осуществление этого принципа на практике затруднено из-за отсутствия научно обо­снованных норм управляемости.

Принцип соответствия субъекта и объекта управления — важ­ный методологический принцип. Структура управления должна формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта уп­равления. Состав подразделений, характер взаимосвязей между ними определяются спецификой функционирования как отдель­ных структурных звеньев, так и системы в целом. Это говорит о том, что структура управления не только координирует и опреде­ляет направление деятельности, но и сама обусловлена характером производственных процессов.

Принцип адаптации. При многообразии производственных за­дач, обусловливающих сложность как объекта управления, так и управляющих процессов, повышается роль координации функциональных подразделений, поэтому вопросы совершенствования структуры управления следует рассматривать в динамике. Это зна­чит, что к проектируемой структуре предъявляются требования гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изме­нение внешних и внутренних экономических условий. Важное зна­чение приобретает совершенствование информационного аспекта.

Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологи­ческое разделение труда при формировании структурных подраз­делений.

Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов выполнения. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и т. д. Принцип централизации требует сокращения уровней управления.

Принцип профессиональной регламентации предполагает группи­ровку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достиже­ние конкретных целей и несло полную ответственность за каче­ство выполнения своих функций. Решающее значение приобрета­ет распределение работ между специалистами, чтобы каждый из них принимал решения на основе своей компетенции. Принятие решения руководителем, уровень знаний которого выше либо ниже требуемого, ведет к снижению экономической эффективно­сти управления данным подразделением и системой в целом. Про­ектировать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и специа­листов разных уровней.

Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделе­ния всегда детерминировано (обусловлено) и тем не менее должно быть закреплено правом. Правовой аспект при формировании подразделений управления отражает условия и порядок функцио­нирования данного подразделения, а также степень его значимос­ти и самостоятельности. Правовыми нормами контролируется также баланс целей всех структурных единиц аппарата управле­ния: необходимость создания нового подразделения и реорганиза­ция уже существующих диктуются теми целями, которые ставит производство перед управлением. В соответствии с данным прин­ципом структуру управления необходимо проектировать так, что­бы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих органов в части распределения обязанностей и пер­сональной ответственности.

Принцип экономичности заключается в том, что требуемый эф­фект должен достигаться при минимальных затратах на управлен­ческий аппарат, экономном использовании трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов производства.

Принципы построения структуры управления детализируются правилами ее создания:

• структура управления должна быть предельно проста — чем она проще, тем легче персоналу ее понять и в ней работать;

• схема структуры управления должна быть обозрима;

• каждый работник должен иметь должностную инструкцию;

• информационные каналы должны обеспечивать передачу ин­формации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);

• координацию всей деятельности осуществляет высшее руко­водство;

• окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей предприятий с учетом возможностей и перспектив развития;

• линии подчиненности и ответственности должны быть чет­кими, необходимо избегать двойного подчинения и дублирования функций;

• обязанности линейного и функционального руководства дол­жны быть разграничены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: