Развитие рыночных отношений

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Конспект лекций для заочников (для 1-го семестра)

ЧАСТЬ 1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Тема 1. Экономика как сообщество конкурирующих предпринимательских организаций

Бизнес и экономическая среда

Развитие рыночных отношений

Для того чтобы выяснить, что такое бизнес, необходимо определить его цель. И эта цельдолжна находиться за пределами самого бизнеса. Фактически, она должна заключаться в обществе, поскольку предприятие является общественным институтом.Есть только одно обоснованное определение цели бизнеса — создание потребителя.

Рынки создает не природа и не экономические факторы, их создает предприниматель. Потребность, которую предприниматель удовлетворяет, потребитель мог испытывать до того, как ему предложили средства для ее удовлетворения. Возможно, эта потребность, например, пища во время голода, доминировала в жизни потребителя и наполняла каждый момент его существования. Но раньше это была теоретическая потребность; только после того, как действия предпринимателя превратят эту потребность в эффективный спрос, появляется потребитель и рынок. Возможно, это была неосознанная потребность. Возможно, потребности не ­было вообще до тех пор, пока предприниматель не создал ее — с помощью рекламы, коммивояжеров или с помощью новых изобретений. В любом случае именно действия предпринимателей создают потребителя.

Именнопотребительопределяет,какимдолженбытьбизнес.Потомуименно потребитель, и только он один,благодарясвоемужеланиюзаплатитьзатовар или услугу, превращает экономические ресурсы в благосостояние, вещи и товары. Что предприятие собирается производить, не имеет первостепенной
важности для его будущего и его процветания. Что думает приобрести потребитель и что он считает "ценностью" — это в первую очередь определяет, что производить предприятию и будет ли оно преуспевать. Потребитель — это основа бизнеса, и от потребителя зависит его существование. Только потребитель обеспечивает занятость. И именно для удовлетворения запросов и нужд потребителя общество доверяет предприятию ресурсы для производства материальных ценностей.

В западных учебниках бизнеса доминируют системные определения бизнеса. Вот весьма типичное определение бизнеса из учебника "Концепция бизнеса", подготовленного учеными университетов в Техасе и Иллинойсе (США) С. Розенблаттом, Р. Боннингтоном, Б. Нидлсом: "Что такое бизнес? Бизнес - это система ведения дела. Бизнес - это создание продукции, нужной людям. Бизнес - это работа. Бизнес - это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес - это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес - это то, как мы живем. Что такое бизнес? Попробуйте сами выбрать то единственное слово, то определение, которое отразило бы множество различных видов деятельности и понятий и оказалось бы наиболее точным. Сами же мы определим бизнес как систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества".

Такие определения при всей их цветистости и, возможно, недостаточной отточенности, отражают достигнутый уровень понимания роли бизнеса в экономической жизни общества.

Вся история бизнеса — это история накопления капитала. В истории бизнеса можно выделить несколько этапов.

Первый этап. "Накопление капитала путем серийного производства первичных товаров для населения" (1830 — 1900 годы).

Характерные черты этапа: на данном этапе создаются новые технологии производства, которые способствуют увеличению выпуска и масштабов сбыта продукции. Для этих целей были изобретены паровые машины, ткацкие станки, конвейерно-поточные линии и другая техника и технология. Идет процесс создания рынка, института фирм, систем управления фирмами (подготовка производ­ства, организация производства, финансовая система производства, управление персоналом, социальными отно­шениями и т. д.). Рынок, как институт экономических отношений общества, еще не работает. Секторы и сегменты его не захвачены. Идет процесс наращивания масштабов производства, массы прибыли для дальнейшего накоп­ления капитала.

Второй этап. "Накопление капитала путем массового удовлетворения запросов потребителей в товарах первич­ной необходимости" (1900 — 1930 годы).

Характерные черты этапа: данные цели обеспечиваются путем уменьшения расходов, снижения себестоимости продукции, создания конкурентоспособной продукции. Товары характеризуются низкой ценой. Основной способ управления фирмами — это контроль за бюджетами. Все уровни менеджмента фирм работают с бюджетами, начиная с мастера и заканчивая ее директором. Работа с издержками производства становится важнейшим показа­телем работы бизнесменов фирм. Рынок в этих условиях еще практически не изменяется.

Третий этап. "Накопление капитала путем массового сбыта продукции" (1930 — 1950 годы).

Характерные черты этапа: рынок изменяется с периодичностью 2—10 лет. На нем идет процесс насы­щения спроса потребителей за счет удовлетворения их индивидуальных потребностей. Фирмы, в связи с этим, переходят на новый для себя метод бизнеса — маркетинг. Основное внимание бизнесмены фирм уделяют уже не производству, а выбору потребителей, организации сбыта, продвижению товара на рынке, его реализации. Главными действующими лицами на фирмах становятся специа­листы — коммерсанты. Их ведущим рабочим управлен­ческим инструментом становится долгосрочное плани­рование.

Четвертый этап. "Накопление капитала путем массового выпуска высококачественных товаров и предметов рос­коши для населения" (середина 50-х годов — начало 80-х годов).

Характерные черты этапа: рынок в этих условиях часто меняется. Основной рабочий инструмент бизнесменов — стратегическое планирование, то есть планирование не по четко заданным параметрам, а по направлениям накопления капитала.

Пятый этап. "Накопление капитала путем тотального повышения благосостояния населения" (середина 80-х годов — настоящее время).

Характерные черты этапа: рынок на данном этапе пос­тоянно меняется, в зависимости от товаров — даже раз в неделю. Главным управленческим инструментом бизнес­менов на фирмах является стратегическое управление в условиях неопределенности, так как управлять надо в условиях непрерывно изменяющихся обстоятельств произ­водства. Условия неопределенности говорят сами за себя — это различные форс-мажорные ситуации во внешней и внутренней среде фирмы, действия конкурентов, бедствия.

В условиях современной рыночной экономики деловые люди осуществляют предпринимательские инициативы, вступая в отношения с другими деловыми людьми. Каждая сделка так или иначе отражает заинтересованность в успешном ее исполнении всех участвующих сторон. Если такая сделка, ее предмет или форма не запрещены законом (например, сбыт наркотиков, торговля оружием запрещены во многих странах; запрещен также и труд рабов), то помимо непосредственных участников сделки, заинтересованность в ее успешном исполнении проявляет и государство, выражающее общую заинтересованность общества в эффективном развитии экономики. Любая сделка вообще может состояться только в том случае, когда стороны пришли к взаимоприемлемому решению, т.е. определили для себя пользу от ее реализации.

Предпринимательский бизнес — это один из элементов системы бизнеса. Слова "бизнес" и "предпринимательство" близки по смыслу. Однако "бизнес" гораздо шире, чем "предпринимательство", ибо он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.

Даже консервативно настроенные люди в настоящее время согласны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Но в наше сознание настолько въелась идеологическая догма, которая поделила все на социалистическое и капиталистическое, что понятие "рыночная экономика" нас настораживает. Между тем рынок является одним из величайших достижений человеческой цивилизации, путь развития которого насчитывает десятки тысяч лет — от примитивных зачатков в глубокой древности до многообразных развитых форм в наши дни.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первый и важнейший элемент рыночной экономики — наличие производителей и потребителей. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие потребляют его. Различают потребление личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производи­тельное потребление выступает как продолжение процесса производства, когдатовар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, стро­ится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыноч­ных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий элемент рыночной экономики — цены, которые складываются в результате спроса и предложения. Их соотношение колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым элементом рыночной экономики является спрос — предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективному использованию ресурсов. Спрос и предложение — важнейшие элементы рыночного механизма, которые обеспечивают по­стоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма — конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производ­ства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Основная функция конку­ренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента на капи­тал и др.

Рынок — это сфера товарного обмена. С точки зрения территориальных границ рынка и его масштабов различают местный рынок, национальный (внутренний) имировой (внешний). Рынок выступает действующей и определяющей формой связи товаропроизводителей на основе общественного разделения труда.

Возникновение рынка относится к глубокой древности. Простейшей формой рынка был рынок, где в качестве продавца выступал сам производитель, а сделка осуществлялась с помощью прямой оплаты. Такой старый тип обмена существовал еще в Древней Греции, Египте, Вавилоне.

Но с течением веков промежуток между производством и потреблением заполняется сложным опосредствующим механизмом. С одной стороны, это перекупщики, затем купец, а в наши дни целая отрасль — торговые услуги, с другой — меняла денег, банкир, а в настоящее время — сложнейшая кредитно-финансовая система.

Произошла специализация товарных рынков. Появились розничные рынки — рынки удовлетворения конечного потребительского спроса и оптовые — рынки крупных сделок купли-продажи сырья, средств производства. Наряду с товарными, возникли самостоятельные рынки услуг: транспортных, туристических, консультационных.

Купля-продажа денежного товара или представителей денег в обращении породила денежное обращение. Это купля-продажа коммерческих и казначейских векселей, облигаций, акций и других ценных бумаг. В античную эпоху появились банки, а с XV в. — фондовые биржи, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг. На смену существовавшей в глубокой древности работорговле по мере перехода к экономическим формам принуждения к труду складывались рынки свободной рабочей силы, которые сейчас существуют во всех странах с рыночной экономикой. Рыночные отношения охватывают рынки патентов, лицензий и различных видов интеллектуальной собственности.

Эволюция форм стоимости, переход от случайных, эпизодических меновых сделок к регулярному производству для продажи повлекло за собой образование местного рынка. Однако расширение структуры и емкости рынка в условиях докапиталистических обществ экономических формаций ограничивалось господством натурального хозяйства. Докапиталистические способы производства основывались на рутинной технике, отличались низким уровнем специализации труда и не создавали благоприятных возможностей для интенсивного развития рынка. В подавляющей массе на рынок поступали товары потребительского назначения, и он не оказывал сколь-нибудь значительного влияния на процессы воспроизводства в системе натурального хозяйства.

Наибольшего развития рынок достигает при капитализме. Быстрый рост производительных сил, погоня за прибавочной стоимостью стимулировали развитие рыночных форм связи. Крупномасштабное товарное производство потребовало развития рыночных отношений вширь. От региональных и национальных рыночные отношения расширились до мировых масштабов. Почти все мировое хозяйство в настоящее время включено в систему рыночных отношений со сложной внутренней структурой.

В настоящее время рыночный механизм — это часть человеческой цивилизации, а его уровень — плод многовекового развития форм хозяйствования на базе углубления разделения труда и развития производительных сил. Оба эти процесса усиливали экономический потенциал общества. Разделение труда давало возможность обществу постоянно повышать его эффективность, все более рационально организовывать общественное производство, развитие производительных сил — все более активно и правильно распоряжаться его результатами. Рыночный механизм — это такое же достижение коллективного человеческого гения, как изобретение колеса, хлеба, генной инженерии и др.

Заложенные в рыночном механизме потенциальные возможности за четыре последних столетия развернулись в полную силу, что позволило создать гораздо большие материальные возможности, чем за всю предшествующую историю человечества. Как социальная система рыночные отношения, разумеется, имеют и свои пороки и недостат­ки, которые обусловлены чаще всего неэффективным использованием этой системы. Но в целом рыночный хозяйственный механизм показал себя высокоэффективным, создающим высокие мате­риальные, научные и культурные ценности и социальную защищенность человека.

Современный рыночный механизм — это сложная система хозяйствования, которая решает жизненно важные задачи в экономике государства, в производстве совокупного общественного продукта и распределении национального дохода. Если в далеком прошлом рынок представлял собой многоголосый базар со случайным и часто неэквивалентным обменом товаров, то в настоящее время этот базар настолько модифицировался, что он охватывает все свободные или частично монополизированные торговые операции (сделки), где высококвалифицированные специалисты, владеющие искусством маркетинга, с помощью современной электронной техники осуществляют купли-продажи различных товаров и оказания услуг. Рынок в современном понятии — это множество рынков определенной направленности и специализации, со своими видами товаров, своими услугами, трудом, капитальными вложениями и ценными бумагами, где совершенствуются согласованные сделки и торговые операции. Сложный процесс рыночных отношений опосредуется рядом важнейших рыночных функций.

Как известно, рынок — это место встречи спроса и предложения. В свою очередь, встреча регламентируется правилами игры и механизмами. Правила игры рынка характеризуются понятиями:

— платность;

— свобода выбора;

— самообеспеченность;

— надежная социальная защита нетрудоспособных;

— право каждого самостоятельно принимать решения.

Рыночные механизмы это способы взаимодействия спроса и предложения, с одной стороны, и организации производства и распределения товаров — с другой.

Существуют три вида механизмов рынка.

Первый вид: "Спрос больше предложения". В этом случае покупателей на рынке много. Продавец, учитывая ситуацию, стремится максимально высоко поднять цены. Ему это, как правило, удается: цена значительно растет. Производителям товаров такая ситуация очень выгодна. Однако в этом случае производство лихорадит. В конце концов наступает такая ситуация, когда спрос начинает падать.

Второй вид: "Предложение больше спроса". В этом случае, как правило, цена на товары имеет тенденцию к снижению. Для производства такая ситуация явно невыгодна. Оно по-прежнему работает неустойчиво. Наступает момент, когда, в конце концов, спрос становится больше предложения.

Третий вид: "Спрос равен предложению". Это является оптимальным состоянием и для производителя, и для пот­ребителя. Цены балансируют спрос и предложение, но не в статическом положении, а в динамическом состоянии в некотором диапазоне цен. Маятникового эффекта уже не наблюдается, как в случае, когда спрос больше предло­жения или когда предложение больше спроса.

Эволюция рынка прошла три периода.

Первый этап охватывает период до середины 20-х годов XX века и характеризуется прежде всего недостатком изделий и услуг. Соответственно с этим формула рынка на данном этапе имела вид:

С >П,

где С — спрос, П — предложение.

В этом периоде ведущую роль на фирмах играли инже­неры и производственники. Другие специалисты испол­няли второстепенную роль.

Второй период охватывает временной горизонт с середины 20-х по конец 50-х годов XX века. На данном временном отрезке наступило в целом равновесие между спросом и предложением. Формулу рынка на данном этапе его эволюции можно показать в следующем виде:

С = П

При таком соотношении спроса и предложения на про­мышленных фирмах ведущую роль играют финансисты и рационализаторы производства. Инженеры и производст­венники уступают им свое ведущее положение на фирмах, которое им было свойственно на первом этапе эволюции рыночных отношений. Объясняется это тем, что фирмы на данном этапе рассматриваются уже не только как чисто производственные системы, но и как финансовые. Это значит, что руководство фирм начинает себе ясно отдавать отчет в том, что делать деньги в производстве можно не только за счет производства, но и за счет финансов. Таково было требование рынка на данном этапе.

Третий период охватывает период с начала 60 годов и по настоящее время. На данном этапе предложение впервые стало превышать спрос. Поэтому формулу рыночных отношений данного этапа эволюции рыночных отношений можно представить в виде:

П > С

Hа данном этапе эволюции рыночных отношений су­щественные преобразования произошли на промышленныхфирмах. Главную роль теперь играют уже коммерсанты и менеджеры. Это значит, что во взглядах хозяев фирм снова по объективным рыночным причинам произошли серьезные изменения. В их концепции управления вошло понимание, что на данном этапе главенствующей статьей доходов фирмы становится не только выпуск продукции, но и финансово-коммерческие операции. Например, на некоторых фирмах сегодня они приносят в четыре раза больше доходов, чем доходы, получаемые по результатам производ­ства. Ясно, что в этих условиях главенствующую роль на фирмах, в производственных, коммерческих и финансовых службах должны занимать профессиональные менеджеры — профессиональные управляющие. Такова диалектика рыноч­ных отношений. Непонимание или непринятие этих вещей ведет фирмы в рыночной стихии к цели с разной скоростью. К сожалению, те бизнесмены, которые не осмыслили эво­люцию рыночных отношений, просто обанкротились или находятся на грани этого, поскольку не смогли обеспечить развитие фирмы в новых условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow