Обобщая требования, предъявляемые к современным структурам управления организациями, следует отметить, что методика их проектирования, с одной стороны, должна основываться на научных принципах управления, с другой — учитывать личные качества и опыт руководителей, хорошо знающих возможности предприятия и требования, которые регламентируют деятельность каждого подразделения.
Постоянно возрастающая роль научно-технического прогресса в управлении влияет на него в двух направлениях. С одной стороны, наблюдается тенденция к отступлению от традиционных форм организации управления, с другой — появляются новые, более сложные формы организации, имеющие в отличие от традиционных как вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет всю систему. В этих условиях необходимо четко разграничить функции и ответственность за выполнение конкретных заданий и работ, обусловленные как вертикальными, так и горизонтальными связями. Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности руководителей и исполнителей — непременные условия эффективного развития хозяйственного механизма.
|
|
Эти требования подчеркивают важность системного подхода к вопросам формирования и совершенствования структур управления и наряду с этим необходимость разработки методики, с достаточной степенью детализации раскрывающей процесс проектирования структуры управления с указанием четкого пути перехода от одного этапа к другому.
Организация управления — это создание новой либо преобразование или рационализация действующей системы управления, обеспечивающие эффективный режим ее функционирования на основе структуризации и регламентации поведения ее элементов, а также обобщение прогрессивного опыта и описание устройства системы управления в любой сфере деятельности.
Из этого следует, что организация управления может быть практически осуществлена различными путями: новое проектирование системы, реорганизация или рационализация действующей системы либо обобщение опыта и описание устройства эффективно работающей системы управления. Отсюда следует, что наиболее часто встречающиеся составляющие организации управления — закрепление положительного опыта и рационализация или совершенствование функционирующих систем управления.
Под рационально организованной понимается такая система управления, в которой обеспечен ряд требований системного подхода.
1. Определены пределы, состав, число структурообразующих факторов и элементов системы. Элементы группируют по различным службам, отделам, блокам и другим структурным образованиям в зависимости от объема работ, разделения и специализации труда, отношений собственности, используемой информационной технологии, способов принятия решений, типа организации и реализуемых ею функций по условиям делегирования полномочий. В зависимости от типа организации в ее состав включают ряд специфических подразделений, например подразделения по связям с общественностью, научно-исследовательского характера, осуществляющие инновационные процессы.
|
|
2. Сформирована структура управления с минимальной сложностью. Размещение элементов и подразделений в пространстве и соподчинение их по вертикали власти — одна из основных проблем организации управления. Она решается путем выбора информационной технологии и делегирования власти, определяющих размещение элементов по горизонтали (обособление функций) и по вертикали (формирование иерархии власти). Таким образом, структура определяет место каждого подразделения в системе управления, без чего любая организация функционировать в нормальном режиме не может. При построении структуры управления необходимо следовать определенным принципам ее организации.
3. Установлены разнообразные связи элементов системы управления. Хорошо известно, что управление немыслимо без информационного обеспечения. Поэтому установление необходимых и достаточных вертикальных и горизонтальных информационных связей в конечном счете определяет качество хозяйственного механизма, оперативность и надежность осуществления функций или решения задач управления. Таким образом, формируется технология реализации процессов управления.
Выбранная информационная технология и способы принятия решений приводят к образованию единой информационной системы коммуникаций организации, обеспечивающей выработку и передачу управленческих решений. Каждый элемент структуры управления представляет собой узел единой коммуникационной сети, в которой происходит непрерывный обмен разнообразной информации. Под коммуникациями понимают не одностороннее движение информации от субъекта к объекту управления, а взаимодействие и взаимное влияние элементов системы друг на друга.
4. Осуществлена регламентация процессов управления и определены процедуры выработки, согласования, прохождения, передачи и контроля исполнения управленческих решений. Регламент определяет статус элементов системы, их функциональное назначение, относительную автономность управления и хозяйственную самостоятельность, а также место в системе взаимосвязей с другими элементами.
Решение о проектировании структуры управления принимают тогда, когда действующая структура неэффективна. При проектировании ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, то есть вновь созданная структура должна наилучшим образом позволять организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов, достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования структуры управления состоит из трех основных этапов:
анализ структур;
проектирование;
оценка эффективности.
Анализ структур управления призван установить, в какой мере они отвечают требованиям, предъявляемым к организации, то есть насколько структура управления рациональна с точки зрения оценочных критериев, характеризующих ее качество.
Проектирование структур управления, как правило, решает следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и числа подразделений по уровням управления, численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарата управления.
|
|
Методические подходы к проектированию структуры управления в зависимости от сочетания используемых методов можно объединить в четыре группы:
аналогий — предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
экспертный — базируется на изучении предложений экспертов-специалистов; они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры;
структуризации целей — предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой; в этом случае структура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;
организационного моделирования — позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений; суть метода состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
Оценка эффективности структур управления проявляется в их действенности и высоких конечных результатах.
Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации. При этом главные показатели улучшения — сокращение затрат, рост прибыли, улучшение обслуживания клиентов (покупателей продукции или услуг), более гибкий стиль управления, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т. д. Важный критерий оценки структуры управления — ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях. Идеальный вариант — такая структура, которая позволяет менеджерам работать в единой команде.
|
|
В кризисный период изменения в структуре управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Но вне зависимости от причин, вызывающих перестройку, она преследует цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышения производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Практически это означает привлечение все большего числа работников (в том числе и не относящихся к управленческому персоналу) к процессу выявления и решения проблем предприятия, поэтому наряду с теми возможностями, которые новая структура управления создает для улучшения экономических и социальных параметров, ее оценка производится и по таким направлениям, как быстрота получения и обработки информации, необходимой для принятия решений; использование информационной технологии, упрощающей не только решение проблем, но и всю систему взаимодействий, необходимых в процессе разработки и реализации управленческих решений.