Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства организацией. Его цель — определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемых товаров; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Основное внимание в инновационном менеджменте уделяют выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии организации, так как определяют остальные направления ее развития. Инновационный менеджмент предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
рассмотрение проектов создания новых продуктов;
|
|
проведение единой инновационной политики;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции.
На характер и направленность инновационного процесса влияют четыре основные группы факторов.
1. Информированность о нововведениях. Вероятность «про
никновения» новшества в организацию и его внедрение зависят от
числа новшеств, о которых известно, а также от оценки их эффек
тивности. Информированность частично зависит от качеств ра
ботников организации, отчасти от эффективности поиска нов
шеств.
Будет ли конкретное новшество внедрено, зависит от правильности постановки проблемы и оценки предложенного новшества. Чтобы новшество было одобрено, оно должно восприниматься как способ устранения отклонения от намеченного или ожидаемого результата.
2.Внешняя подконтрольность — это степень, в которой организация зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами. Известная форма такой зависимости — потребность в заемных средствах, кадрах, клиентуре, которые организация получает из внешней среды.
3.Резервные ресурсы — те, которые еще не задействованы на другие цели. Наличие у организации резервов играет важную роль в увязке нововведения и проблемы. Все новшества требуют затрат на внедрение, некоторых ресурсов. Резерв может быть в наличии либо специально создаваться.
|
|
4.Организационная структура. Такие переменные, как централизация, формализация, сложность, интегрированность, открытость, оказывают влияние на восприятие и осознание организацией проблем, поиск средств их решения и само принятие решений.
Объекты управления в системе инновационной деятельности следующие.
• Инновационная активность — концентрация потенциальных знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях и определенных видах деятельности. Осуществление в потенциальных объектах специальных проектов (научно-промышленно-инновационных) обеспечивает «расшивку узких мест» путем внедрения эффективных нововведений. Важно подчеркнуть, что ключевые предпосылки организации конкретного проекта, включая выбор схемы и объемов финансирования, — предложения новаторами адресного научно-прикладного продукта и наличие у заинтересованного предпринимателя или менеджера экономико-управленческого решения по превращению такого продукта в реальное нововведение.
• Инновационно-финансовые ресурсы — могут быть рисковым капиталом, вкладываемым для получения высоких прибылей, или некоммерческими, такими как субвенции, для которых отдачей; служит достижение целей, важных для устойчивого развития. Типичный терминал коммерческого рискового капитала — венчурная фирма, а бесприбыльного — общественный научный фонд. Соответственно в первом случае его источниками будут предприниматели и рисковые инвесторы, во втором — спонсоры с некоммерческой мотивацией.
• Инновационный климат —это своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия охарактеризованных выше факторов инновационной деятельности. Подобная среда включает систему необходимых социальных, юридических, экономических, информационных и других институтов, поддерживающих как нововведенческую деятельность, так и самих новаторов. К типичным примерам организационных построений, способствующих формированию инновационного климата, можно отнести виртуальные корпорации, технополисы, бизнес-инкубаторы, кибернетические информационные пространства.
Нововведение часто выступает как необходимость, и в том случае, если признано, что без нововведений не решить возникших перед организацией проблем, его внедрение неизбежно. В то же время к нововведениям надо подходить с достаточной осторожностью. Следует понимать, что всякое нововведение ведет к нарушению устойчивости системы, вызывает в ней внутреннее напряжение. Специалисты в области инноватики отмечают определенное противоречие между функционированием организации и ее изменением. Функционирование предполагает циклическое воспроизводство каких-то действий, результатов и может быть эффективным только в случае, когда оно регулярно и стабильно. Стабильность целей, состава, структуры, системы организации есть важное условие ее функционирования. Всякое же нововведение на какое-то время «сбивает» функционирование, изменяет его параметры и таким образом нарушает равновесие в системе. Противоречие между целью, стабильностью системы и ее изменениями называют инновационным. Разрешение его, сохранение стабильности системы возможно через искусное поэтапное осуществление инноваций, так, чтобы система, меняясь в одних своих элементах, сохранялась как устойчивое образование в других.
23.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИННОВАЦИИ
Под инновационным процессом понимают последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе изделия.
Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.
|
|
• Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Цель этого этапа — осознание потребности и возможности изменений; познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.
• Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Конечный результат этапа — техническое задание, рекомендация, образец.
• Опытно-конструкторские разработки — направлены на создание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования.
• Освоение производства нового изделия — предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, повторный отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности: стратегический и операционный.
Стратегическая инновационная деятельность призвана решать глобальные проблемы организаций по выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение спроса.
Она требует значительных ресурсов, исполнители проекта конкурируют в их потреблении с исполнителями текущих заданий.
Операционная инновационная деятельность обслуживает текущие краткосрочные цели организаций — получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций — отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, его технической подготовки. Такие изменения происходят в организации довольно часто, и они нуждаются в управлении.
|
|
Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких этапов.
1. Систематизация имеющихся идей — сбор информации:
о технологических изменениях на рынке, нововведениях, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах подразделений, данных служб маркетинга, сбытового аппарата организации, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);
потенциальных возможностях организации в отношении разработки и освоения продукции, определения степени и размеров риска;
целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.
2. Отбор идеи нового продукта, определение возможностей практической ее реализации:
выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий;
соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития;
определение патентной чистоты будущего изделия.
3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:
техническая разработка продукта, в процессе которой идея приобретает вид конкретного проекта;
определение его технико-экономических характеристик, оценка качества и потребительских свойств;
оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;
наличие ресурсов для производства новой продукции: технологических машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансов;
сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;
анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.
4. Создание нового продукта:
разработка конкретной программы создания продукта с распределением обязанностей по подразделениям организации;
создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);
определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
5. Тестирование на рынке:
тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);
выбор оптимальных каналов реализации;
выбор средств и методов рекламы;
организация технического обслуживания.
6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
коммерческое обоснование нововведения — объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;
производственные возможности фирмы — использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты на расчетный период;
соответствие нормативным показателям — стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;
обеспечение патентной защиты нововведения.