Понятие инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегическо­го управления, осуществляемого на высшем уровне руководства орга­низацией. Его цель — определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в следую­щих областях: разработка и внедрение новой продукции (инноваци­онная деятельность); модернизация и усовершенствование выпус­каемых товаров; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Основное внимание в инновационном менеджменте уделяют выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реали­зацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становят­ся приоритетным направлением стратегии организации, так как определяют остальные направления ее развития. Инновационный менеджмент предполагает:

разработку планов и программ инновационной деятельности;

наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедре­нием;

рассмотрение проектов создания новых продуктов;

проведение единой инновационной политики;

обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

обеспечение инновационной деятельности квалифицирован­ным персоналом;

создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции.

На характер и направленность инновационного процесса влия­ют четыре основные группы факторов.

1. Информированность о нововведениях. Вероятность «про­
никновения» новшества в организацию и его внедрение зависят от
числа новшеств, о которых известно, а также от оценки их эффек­
тивности. Информированность частично зависит от качеств ра­
ботников организации, отчасти от эффективности поиска нов­
шеств.

Будет ли конкретное новшество внедрено, зависит от правиль­ности постановки проблемы и оценки предложенного новшества. Чтобы новшество было одобрено, оно должно восприниматься как способ устранения отклонения от намеченного или ожидае­мого результата.

2.Внешняя подконтрольность — это степень, в которой орга­низация зависит от внешней среды или несет ответственность пе­ред внешними системами. Известная форма такой зависимости — потребность в заемных средствах, кадрах, клиентуре, которые организация получает из внешней среды.

3.Резервные ресурсы — те, которые еще не задействованы на другие цели. Наличие у организации резервов играет важную роль в увязке нововведения и проблемы. Все новшества требуют затрат на внедрение, некоторых ресурсов. Резерв может быть в наличии либо специально создаваться.

4.Организационная структура. Такие переменные, как центра­лизация, формализация, сложность, интегрированность, откры­тость, оказывают влияние на восприятие и осознание организаци­ей проблем, поиск средств их решения и само принятие решений.

Объекты управления в системе инновационной деятельности следующие.

• Инновационная активность — концентрация потенциальных знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях и определенных видах деятельности. Осуществление в потенциаль­ных объектах специальных проектов (научно-промышленно-инновационных) обеспечивает «расшивку узких мест» путем внедрения эффективных нововведений. Важно подчеркнуть, что ключе­вые предпосылки организации конкретного проекта, включая вы­бор схемы и объемов финансирования, — предложения новатора­ми адресного научно-прикладного продукта и наличие у заинтере­сованного предпринимателя или менеджера экономико-управлен­ческого решения по превращению такого продукта в реальное нововведение.

• Инновационно-финансовые ресурсы — могут быть рисковым капиталом, вкладываемым для получения высоких прибылей, или некоммерческими, такими как субвенции, для которых отдачей; служит достижение целей, важных для устойчивого развития. Ти­пичный терминал коммерческого рискового капитала — венчур­ная фирма, а бесприбыльного — общественный научный фонд. Соответственно в первом случае его источниками будут предпри­ниматели и рисковые инвесторы, во втором — спонсоры с неком­мерческой мотивацией.

• Инновационный климат —это своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодей­ствия охарактеризованных выше факторов инновационной дея­тельности. Подобная среда включает систему необходимых соци­альных, юридических, экономических, информационных и других институтов, поддерживающих как нововведенческую деятель­ность, так и самих новаторов. К типичным примерам организаци­онных построений, способствующих формированию инновацион­ного климата, можно отнести виртуальные корпорации, технопо­лисы, бизнес-инкубаторы, кибернетические информационные пространства.

Нововведение часто выступает как необходимость, и в том слу­чае, если признано, что без нововведений не решить возникших перед организацией проблем, его внедрение неизбежно. В то же время к нововведениям надо подходить с достаточной осторожно­стью. Следует понимать, что всякое нововведение ведет к наруше­нию устойчивости системы, вызывает в ней внутреннее напряже­ние. Специалисты в области инноватики отмечают определенное противоречие между функционированием организации и ее изме­нением. Функционирование предполагает циклическое воспроиз­водство каких-то действий, результатов и может быть эффектив­ным только в случае, когда оно регулярно и стабильно. Стабиль­ность целей, состава, структуры, системы организации есть важное условие ее функционирования. Всякое же нововведение на какое-то время «сбивает» функционирование, изменяет его пара­метры и таким образом нарушает равновесие в системе. Противо­речие между целью, стабильностью системы и ее изменениями называют инновационным. Разрешение его, сохранение стабиль­ности системы возможно через искусное поэтапное осуществле­ние инноваций, так, чтобы система, меняясь в одних своих эле­ментах, сохранялась как устойчивое образование в других.

23.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИННОВАЦИИ

Под инновационным процессом понимают последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследова­ний и разработок новой технической идеи до практического вне­дрения созданного на ее основе изделия.

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

• Фундаментальные исследования, сбор и систематизация ин­формации по соответствующей проблеме о потребностях и тен­денциях развития. Цель этого этапа — осознание потребности и возможности изменений; познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возмож­ности реализации.

• Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточ­нение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Конечный результат этапа — техническое задание, рекомендация, образец.

• Опытно-конструкторские разработки — направлены на со­здание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования.

• Освоение производства нового изделия — предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соот­ветствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, повтор­ный отсев неперспективных вариантов, разработку и проектиро­вание технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освое­ние выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содей­ствие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение ново­введения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный про­цесс включает потребление.

Укрупненно можно выделить два уровня инновационной дея­тельности: стратегический и операционный.

Стратегическая инновационная деятельность призвана решать глобальные проблемы организаций по выживанию в долгосроч­ной перспективе, способствовать достижению целей, направлен­ных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение спроса.

Она требует значительных ресурсов, исполнители проекта кон­курируют в их потреблении с исполнителями текущих заданий.

Операционная инновационная деятельность обслуживает теку­щие краткосрочные цели организаций — получение текущих при­былей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций — отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструктор­ского и технологического сопровождения производства, его тех­нической подготовки. Такие изменения происходят в организа­ции довольно часто, и они нуждаются в управлении.

Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких этапов.

1. Систематизация имеющихся идей — сбор информации:

о технологических изменениях на рынке, нововведениях, науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работах подраз­делений, данных служб маркетинга, сбытового аппарата организа­ции, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

потенциальных возможностях организации в отношении раз­работки и освоения продукции, определения степени и размеров риска;

целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.

2. Отбор идеи нового продукта, определение возможностей практической ее реализации:

выяснение степени технологической общности новых и тради­ционных изделий;

соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии раз­вития;

определение патентной чистоты будущего изделия.

3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:

техническая разработка продукта, в процессе которой идея приобретает вид конкретного проекта;

определение его технико-экономических характеристик, оцен­ка качества и потребительских свойств;

оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;

наличие ресурсов для производства новой продукции: техноло­гических машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансов;

сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;

анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.

4. Создание нового продукта:

разработка конкретной программы создания продукта с рас­пределением обязанностей по подразделениям организации;

создание образца и проведение технических испытаний (про­верка на экологичность, безопасность и пр.);

определение наименования товара, его товарного знака, офор­мления, упаковки, маркировки.

5. Тестирование на рынке:

тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление ски­док с цены, кредита и др.);

выбор оптимальных каналов реализации;

выбор средств и методов рекламы;

организация технического обслуживания.

6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производ­ство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:

коммерческое обоснование нововведения — объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с по­купателями и потребителями;

производственные возможности фирмы — использование име­ющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифициро­ванным персоналом;

финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массо­вое производство и сбыт, источники финансирования, предпола­гаемые результаты на расчетный период;

соответствие нормативным показателям — стандартам, госу­дарственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;

обеспечение патентной защиты нововведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: