Управление процессом инновации заключается в выполнении различных функций — маркетинга, планирования, организации, контроля — в направлении решения специфических вопросов. Оно охватывает не только производство, но и научно-исследовательские и конструкторские работы, сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны деятельности организации.
Среди проблем и задач, которые обычно рассматривает и решает менеджмент продуктовых инноваций при выходе на рынок с новым продуктом, следующие.
1. Исследование рынка нового продукта (потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в отношении качественных параметров, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, дополняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т.д.); выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии его продвижения к потребителям (методы ознакомления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с клиентами).
|
|
2.Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. На основе прогноза принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальных капиталовложениях, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д.
3.Определение способов продажи нового продукта. Выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптовые торговые организации.
4.Исследование рынков ресурсов (материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и продажи нового продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования стабильности конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.
5.Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования, оснастки (при необходимости изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение в партнерство и т. д.).
6.Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и (или) рискового продукта.
7.Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования (краткосрочного и долгосрочного) объемов выпуска, цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.
|
|
8.Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.
9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.
10.Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта — планирование, финансирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур.
11.Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта — лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки,, научно-техническое сотрудничество и др.
Если новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управления), проблемы и задачи менеджмента инноваций аналогичные, с той лишь разницей, что определяющим становится не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Таким образом, основным в менеджменте инноваций выступает подход с позиций перспективности на рынке.
Резко возрастает роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все другие направления развития организации. Соответственно возникает необходимость в специфических инструментах управления нововведениями, стимулировании новаторских усилий, поддержании коммуникаций, создании партнерства в сфере инноваций, а также в системе «наука—производство—сбыт—послепродажное обслуживание». Кардинально меняются подходы к использованию кадров, что предусматривает организационную культуру, построенную на мотивации, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей.
Приоритетными направлениями инновационного менеджмента следует признать прежде всего структурную перестройку научно-технической сферы, поиск оптимальных соотношений между затратами на нововведение и результатами их реализации, коммерциализацию инновационной деятельности, ее правовое обеспечение.
Управление инновационной деятельностью в организации предполагает создание таких отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива.
• Безоговорочная поддержка инновационных идей руководством. Ценностные установки руководителей во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений.
• Всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). Это эффективный способ борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идеи.
• Высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблему «штурмуют» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений, поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками. Непременное условие «мозговой атаки» — никто не имеет права подвергать критике высказанные точки зрения. Свобода мнений при выдвижении идей должна быть гарантирована системой, поощряющей многообразие и несхожесть.
|
|
• Применение стиля, называемого «участие в управлении». Работники должны быть вовлечены во все фазы внедрения инновации и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности.
• Использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности и, кроме того, широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство организации поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста.
При управлении инновациями следует учитывать влияние негативных факторов.
• Отсутствие надежной информации о действиях конкурентов. Если конкурирующая организация, выпускающая аналогичную продукцию и действующая на том же сегменте рынка, приступила к осуществлению инноваций, аналогичных предлагаемым, необходим поиск новых решений.
• Недостаток информации об эффективной и новой технике или технологии. Учитывая то, что инновации связаны с весьма существенными материальными затратами, недостаток подобной информации может повлечь резкое ухудшение финансового состояния организации вплоть до ее банкротства.
• Моральное старение инноваций. При разработке инновационных мероприятий следует учесть период их осуществления, срок начала эксплуатации новой техники или технологии, а также оценить возможность появления в течение этого периода более новых и совершенных образцов техники или технологии.
• Повышение эксплуатационных затрат при осуществлении инноваций. Весьма вероятна ситуация, когда внедрение новой техники ведет к увеличению затрат по ее обслуживанию и эксплуатации. Поэтому при оценке эффективности инновации следует рассчитывать приведенные затраты.
|
|
• Нарушение условий договоров с поставщиками новой техники, транспортными, монтажными и обслуживающими организациями. В целях предотвращения влияния этого фактора менеджер должен участвовать в разработке проектов договоров, а также в выборе контрагентов по перечисленным видам хозяйственных отношений.
• Неподготовленность персонала. При определении затрат и сроков внедрения новой техники должны быть учтены расходы на переквалификацию персонала, а также сроки проведения такой переквалификации.
При умелом и профессиональном подходе негативные факторы могут быть устранены.