Основные направления государственной инновационной политики следующие:
создание благоприятных условий для саморегулирования инновационного процесса (формирование правовой базы, стимулирование инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры);
увеличение доли государственных расходов на НИОКР в общем объеме бюджетного финансирования, увеличение инвестиций в инновации посредством прямого кредитования и через систему пропорционального участия в финансировании инновационных проектов;
повышение инновационной активности через стимулирование частных инвестиций в предпринимательство.
Не менее важное значение имеет реализация политики на региональном уровне. Необходима поэтапная разработка концептуальных основ региональной инновационной политики.
Первый этап состоит в формировании информационной и фактологической базы исследования для определения приоритетных направлений, целей и программы инновационной политики в регионе. Содержание второго этапа предполагает систематизацию полученной информации с целью определения уровня и основных характеристик научно-инновационного потенциала региона. Третий этап заключается в мониторинге научно-инновационной сферы для определения уровня наиболее эффективных инструментов реализации потенциала региона. Итог четвертого этапа — разработка программы региональной инновационной политики, а также конкретных форм и методов региональной поддержки инновационной активности.
|
|
Инновационная политика организации определяется состоянием инновационного потенциала. Инновационный потенциал — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть реализовать проект или программу инновационных стратегических изменений.
Потенциал организации имеет две составляющие: готовность к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям.
Инновационная политика организации выступает, во-первых, как средство реализации общей ее хозяйственной политики и, во-вторых, как средство решения ее оперативно-хозяйственных задач. Она ориентирует деятельность организации на те направле-4шя, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укрепление экономического потенциала фирмы.
Инновационная политика организации может быть различной.
1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению, создание новых изделий с высокой технико-экономической эффективностью и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных, прикладных наук и опытно-конструкторских работ, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерная особенность современного этапа заключается в том, что конкуренция фактически начинается на этапе НИОКР и разработки новой продукции.
|
|
2. Выпуск новых для данной организации видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует мощ-ной базы опытно-конструкторских работ и быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае организация не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и «снять сливки», пока рынок не насыщен. Вместе с тем следует ориентироваться на изыскание новых возможностей новинок.
3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими организациями.
Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности деятельности с учетом необходимости снижения издержек и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске модификаций изделий.
Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и реализовываться на основе составления программ освоения новых изделий и технологических процессов. Она может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров — аналогов новинок, появившихся на рынке, или заимствования научно-технических достижений других организаций путем приобретения лицензий, «ноу-хау», а также выпуск продукции на основе межфирменного кооперирования, получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий, улучшение их технико-экономических характеристик. Такая политика предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.
Модификация изделий может происходить за счет внесения незначительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов (модификация применительно к конкретным рынкам).
4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного производства или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках.
|
|
Правильная инновационная политика имеет для организации важное значение, поскольку позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой организацией продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной политики осуществляется путем разработки программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала организации для последующих нововведений.
Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того чтобы извлечь дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществлять финансовые вложения.
В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций.
Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы.
Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.
Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность.