Инновационная политика

Основные направления государственной инновационной по­литики следующие:

создание благоприятных условий для саморегулирования ин­новационного процесса (формирование правовой базы, стимули­рование инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры);

увеличение доли государственных расходов на НИОКР в об­щем объеме бюджетного финансирования, увеличение инвести­ций в инновации посредством прямого кредитования и через сис­тему пропорционального участия в финансировании инновацион­ных проектов;

повышение инновационной активности через стимулирование частных инвестиций в предпринимательство.

Не менее важное значение имеет реализация политики на ре­гиональном уровне. Необходима поэтапная разработка концепту­альных основ региональной инновационной политики.

Первый этап состоит в формировании информационной и фактологической базы исследования для определения приоритет­ных направлений, целей и программы инновационной политики в регионе. Содержание второго этапа предполагает систематизацию полученной информации с целью определения уровня и основных характеристик научно-инновационного потенциала региона. Тре­тий этап заключается в мониторинге научно-инновационной сфе­ры для определения уровня наиболее эффективных инструментов реализации потенциала региона. Итог четвертого этапа — разра­ботка программы региональной инновационной политики, а так­же конкретных форм и методов региональной поддержки иннова­ционной активности.

Инновационная политика организации определяется состоя­нием инновационного потенциала. Инновационный потенциал — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достиже­ние поставленной инновационной цели, то есть реализовать про­ект или программу инновационных стратегических изменений.

Потенциал организации имеет две составляющие: готовность к стабильной производственной деятельности и готовность к инно­вациям.

Инновационная политика организации выступает, во-первых, как средство реализации общей ее хозяйственной политики и, во-вторых, как средство решения ее оперативно-хозяйственных за­дач. Она ориентирует деятельность организации на те направле-4шя, которые могут обеспечить повышение эффективности про­изводства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укрепление экономическо­го потенциала фирмы.

Инновационная политика организации может быть различной.

1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению, создание новых изделий с высо­кой технико-экономической эффективностью и активным воз­действием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, серьезных заделов в научно-техничес­кой деятельности, достижений в области фундаментальных, при­кладных наук и опытно-конструкторских работ, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое произ­водство. Характерная особенность современного этапа заключает­ся в том, что конкуренция фактически начинается на этапе НИ­ОКР и разработки новой продукции.

2. Выпуск новых для данной организации видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагает­ся ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей ли­деру, либо на следование за лидером. В том и другом случае реша­ется вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими тех­нико-экономическими показателями либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует мощ-ной базы опытно-конструкторских работ и быстрого реагирова­ния на требования рынка путем создания новшеств, воплощаю­щих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае организа­ция не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возмож­ность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и «снять сливки», пока рынок не насы­щен. Вместе с тем следует ориентироваться на изыскание новых возможностей новинок.

3. Ориентация производства на техническое обновление вы­пускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономи­ческих показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкури­рующими организациями.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективно­сти деятельности с учетом необходимости снижения издержек и совершенствования технологии производства. Для реализации та­кой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на от­носительно невысокие издержки производства благодаря исполь­зованию стандартизированных частей и деталей при выпуске мо­дификаций изделий.

Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоен­ной продукции и реализовываться на основе составления про­грамм освоения новых изделий и технологических процессов. Она может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров — аналогов новинок, появившихся на рынке, или заимствования научно-тех­нических достижений других организаций путем приобретения лицензий, «ноу-хау», а также выпуск продукции на основе меж­фирменного кооперирования, получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий, улучшение их технико-экономических характеристик. Такая по­литика предполагает непрерывное совершенствование конструк­торской базы, работы дизайнеров и инженеров.

Модификация изделий может происходить за счет внесения незначительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов (модификация применительно к конкрет­ным рынкам).

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рын­ках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного производства или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степе­ни морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках.

Правильная инновационная политика имеет для организации важное значение, поскольку позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Политика должна обеспечивать непрерывное совершен­ствование и обновление выпускаемой организацией продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производ­ство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сро­ках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной политики осуществляется путем разработки программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достиже­ния. Такие программы способствуют наращиванию научно-техни­ческого потенциала организации для последующих нововведений.

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансо­вых вложений. Для того чтобы извлечь дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить со­циально-экономический эффект, необходимо осуществлять фи­нансовые вложения.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнова­ния бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собствен­ные средства организаций.

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию иннова­ций ограничены доходами бюджетной системы.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность мо­гут осуществляться как в форме межгосударственных, межправи­тельственных программ по научно-техническому и экономическо­му сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубеж­ных финансовых организаций и частных предпринимателей.

Собственные средства организаций остаются основным источ­ником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в Рос­сии сохранили достаточный объем оборотных средств, получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятель­ность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: