Культура управления бизнесом

Культура управления — многогранное понятие, часть общече­ловеческой культуры. Особенно важное значение она приобретает в условиях рыночных отношений, которые предполагают глубокое знание экономики, гибкость политики, восприимчивость к конъ­юнктуре рынка, умение противостоять конкуренции, постоянное обновление методов производства, освоение достижений науки и передового опыта.

Культура управления включает: профессиональный уровень кадров управления, появляющийся при решении проблем и в другой управленческой деятельности; экономическую культуру; культуру организации, технологии и техники управления; право­вую культуру; культуру условий труда; высокий уровень техни­ческих средств управления; культуру информационных систем; этику взаимоотношений в коллективе, профессиональную этику и этикет.

Культура и эффективность управления зависят главным обра­зом от личности руководителя или специалиста, его профессио­нальной, экономической, организационной, правовой, нрав­ственной, экологической, этической, психологической и физи­ческой культуры.

Профессиональная культура кадров управления определяется уровнем образования, умения и навыков. Образование — важный источник ускорения социально-экономического развития как в обществе в целом, так и в первичном коллективе. Установлено, что прирост национального дохода России на 1/3 достигается за счет роста уровня образования. Расчеты показали, что начальная школа повышает эффективность труда закончившего ее человека на 43 %, средняя — на 108, а высшая — на 300 %.

Профессиональная культура руководителя — это умение на вы­соком уровне и с высоким мастерством выполнять должностные полномочия по целеположению, планированию, организации, ко­ординации и контролю деятельности коллектива; решать пробле­мы самостоятельно, совместно, коллегиально или коллективно; владеть принципами, методами управления, организационными инструментами. Особо следует выделить культуру речи и беседы, приема посетителей, общения, проведения собраний, совещаний, конференций, советов, организации своего труда.

Эффективность труда в значительной степени определяется экономической культурой производства. Работа в условиях рынка, совершенствование хозяйственного и экономического механиз­мов требуют повышения общей экономической культуры. Необходимо владеть экономическими знаниями, особенно в области предпринимательства, маркетинга и т. д.

Экономическая культура управления бизнесом в широком смысле определяется знанием экономики отраслей, запросов по­требителей, владением искусством ведения конкурентной борьбы за рынок, умением прогнозировать и экономически обосновывать рыночную конъюнктуру, находить новые сегменты и ниши на рынке, исчислять результаты предпринимательского и коммер­ческого риска, экономически обосновывать новые формы и мето­ды бизнеса, рекламы, сервисного и инфраструктурного обеспече­ния, вести маркетинговую деятельность, использовать экономи­ческие рычаги и стимулы. Она включает культуру производства (средств и предметов труда, самого труда и т.д.), обмена (его эквивалентность, ритмичность, культуру рынка, ведения кон­курентной борьбы), распределения (по труду, удовлетворение социальных и культурных потребностей с учетом качества труда и т. д.), потребления (культура питания, жилья, одежды).

Организационная культура — это умение построить организа­ционные системы, обеспечить их функционирование с помощью технологий управления, оргтехники. Ее критерий — своевремен­ное и гармоничное выполнение функций аппаратом управления и эффективное решение проблем.

Руководители и специалисты должны обладать правовой куль­турой — знать законы, нормативные акты, административное и земельное право — и строить свою деятельность на их основе.

Важную роль играет культура условий труда, позволяющая по­высить его привлекательность, развивать творческое к нему отношение, а главное, содействовать сохранению здоровья труже­ников (эстетизация среды, дизайн, нормальные санитарно-гигие­нические, психофизиологические условия).

Основа выработки управленческих решений, а следовательно, и процесса управления — информация. Носителем информации в большинстве случаев выступают документы, поэтому информаци­онная культура также способствует эффективному управлению производством. Культура документооборота заключается в научно обоснованном установлении рационального числа документов, которые должны поступать менеджерам.

Одна из составных частей культуры управления — нравствен­ная культура. Это единство сознания, убеждений человека, его об­разованности, интеллекта, поступков и поведения. Она проявля­ется в культуре человеческих отношений. Деловые отношения должны строиться с учетом категорий нравственного порядка, без ущемления достоинства кого-либо, нарушения человеческих и правовых норм. Ссылки на внешние причины в качестве оправда­ния безнравственных действий несостоятельны.

Говоря о нравственной культуре коллектива, следует опираться на цели, которые он перед собой ставит, присущий ему уровень гуманности, коллективизма, справедливости, патриотизма по от­ношению к своему предприятию. Если коллектив не дорожит чес­тью организации, производит некачественную продукцию, это свидетельствует о низкой нравственной культуре.

Руководители и специалисты должны обладать экологической культурой, которая выражается в чувстве ответственности и стремлении производить экологически чистую продукцию, при­менять щадящие природу технологии и т. д.

Возрастает роль этической культуры. Через служебные этику и этикет воплощается в жизнь культура управления в целом. Эти­ческая культура базируется не только на установленных формах, методах, правилах, но и на опыте конкретных руководителей. Ис­пользование этого опыта позволяет установить правильные взаи­моотношения между людьми.

С этической тесно связана психологическая культура. Она про­является в управлении психологическими свойствами личности и воспитании подчиненных. Психологическая культура самих кад­ров управления характеризуется культурой восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, воли, индивидуально-психи­ческих процессов — темперамента, характера, способностей, на­правленностью личности в процессе взаимоотношений и управле­ния коллективом, умением анализировать психологическую ситу­ацию.

Менеджеру необходимы достаточно высокий общий уровень культуры, обеспечивающий гармоничное развитие личности, готов­ность изучать, познавать, усваивать богатства духовной культуры.

Нельзя забывать и о физической форме. Менеджер должен быть здоровым, подтянутым, энергичным, работать с хорошим на­строением.

Культура управления в комплексе с другими факторами оказы­вает сильное влияние на производительность труда работников, эффективность решения проблем, поэтому ее повышение — обя­зательное условие совершенствования управления предприятием и его подразделениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: