Классическое и неклассическое представление природы

Изучая природу, человечество накопило сведения о положении небесных тел, чередовании дня и ночи, последовательности времен года и т.д. В повторяющихся сходных условиях результаты наблюдений воспроизводятся однозначно, при этом прибор и наблюдатель не влияют на поведение объекта. Такой тип мышления в теории познания получил название классическойстратегииестественнонаучногомышления (КСЕМ) или «мышлением астронома». Родоначальниками КСЕМ являются Левкипп, Демокрит, Эпикур. В дальнейшем КСЕМ нашла развитие в работах Коперника, Бекона, Декарта, Ньютона и Максвелла.

Согласно КСЕМ, в природе нет случайностей, в ней все строго закономерно. Все явления природы имеют свои причины. При определенных условиях процессы повторяются однозначно. Все картины объектов и явлений природы наглядны. Познавательная возможность человека не ограничена. В природе нет "скрытых" параметров, все "тайное" рано или поздно становится известным.

В ХХ веке наука о природе обогатилась данными, выходящими за рамки КСЕМ. Это теория теплового излучения Макса Планка, квантовая теория атома, теория броуновского движения, теории Эйнштейна и Смолуховского. Стало известно, что КСЕМ имеет ограниченную возможность в познании мира, хотя ей присуща вера в безграничное величие разума. Однако человек «столкнулся» со случайностью при изготовлении пищи и усовершенствовании орудия труда. Кроме того, выяснили, что при однозначных начальных условиях не всегда удается точно предсказать результат. Особенно это заметно в кулинарии и металлургии.

Следовательно, природе присуща случайность, не подвластная контролю со стороны человека. Химики постоянно «сталкиваются» со случайностью, когда проводят химические реакции. Все это привело к тому, что в теории познания сформировалась другая система восприятия мира – неклассическаястратегияестественнонаучногомышления (НСЕМ) или «мышлением химика». В основе НСЕМ лежит представление о случайности как о фундаментальном свойстве природы.

О НСЕМ писал еще Эпикур, затем она нашла развитие в трудах Больцмана, Планка, Эйнштейна, Бора, Гиббса, Гейзенберга и других. Присутствие случайности в явлениях природы связано с неконтролируемым воздействием на объект со стороны окружения. Неконтролируемые воздействия приводят к флуктуациям, т.е. к случайным отклонениям характеристик объекта от средних значений. Флуктуация указывает на вероятностный характер явлений природы.

Согласно НСЕМ, наблюдатель и прибор «слиты» с объектом и являются соучастниками события. При каждом акте измерения объект претерпевает изменения. Это указывает на динамизм мира, поэтому понятие состояния является ключевым понятием НСЕМ. Согласно НСЕМ, наблюдатель воспринимает объект целиком, одномоментно, т.е. в нем мир отражается в виде сложной системы взаимодействия частей и целого.

Значимость КСЕМ и НСЕМ грандиозна, так как они взаимно дополняют друг друга в понимании природы и являются интеллектуальной культурой образованного человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой факт свидетельствует о единстве мира?

2. В чем выражается самобытность объектов природы?

3. Что такое спин элементарных частиц?

4. Как называют частицы, которые обладают полуцелыми спинами?

5. Как называют частицы, которые обладают целыми спинами?

6. Какие частицы относится к фермионам?

7. Какие частицы относится к бозонам?

8. Из каких частиц построены все вещества в этом мире?

9. Из каких частиц построены энергетические поля в этом мире?

10. В чем выражается парадоксальность мира, в котором мы живём?

11. Какие образы возникают в сознании человека при эмоциональном отражении мира?

12. Какие образы возникают в сознании человека при рациональном отражении мира?

13. Каких ученых называют людьми целостной культуры?

14. Какие ученые, в каких годах создали теорию асимметрии головного мозга?

15. Кто и когда получил Нобелевскую премию за исследования асимметрии головного мозга?

16. За что отвечает левое полушарие головного мозга?

17. За что отвечает правое полушарие головного мозга?

18. Какое направление деятельности выбирают «левополушарники»?

19. Какое направление деятельности выбирают «правополушарники»?

20. Сколько нейронов содержит мозг?

21. Что происходит, если упустить сроки использования генетического потенциала?

22. С чем связано возникновение теории познания «КСЕМ»?

23. С чем связано возникновение теории познания «НСЕМ»?

24. Какие утверждения лежат в основе «КСЕМ»?

25. Какие утверждения лежат в основе «НСЕМ»?

26. Какие ученые являются сторонниками «КСЕМ»?

27. Какие ученые являются сторонниками «КСЕМ»?

28. Какие типы мышления являются интеллектуальной культурой образованного человека?

……******……



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: